logo
готовенькие листы

Пейзаж в творчестве голландских художников. Ян ван Гойен, Мейндерт Гоббема, Якоб ван Рейсдаль.

Гойен Замок на реке с лодками у причала, Поттер Коровы на пастбище,

создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Прекрасно изучив повадки животных, художник часто давал их крупным планом, тщательно выписывая фактуру каждого материала, мягкой шерсти, мельчайшие подробности. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).

РейсдалЯкоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, ЯкобРейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема.В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек. Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.Круг пейзажных мотивов Якоба ван Рейсдала очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника

Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов

Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века.

Хоббема Мейндерт Нидерландский живописец. Учился, вероятно, у Якоба ван Рёйсдала (около 1656–1657); работал в Амстердаме. Продолжатель традиций национальной школы голландского пейзажа 1-й половины середин XVII века, художник Мейндерт Хоббема писал спокойные, залитые солнцем уголки леса, водяные мельницы, уходящие к горизонту аллеи (“Дорога в лесу”, 1663, Национальная галерея искусства, Вашингтон; “Аллея в Мидделхарнисе”, Для его творчества характерны тонкое наблюдение природных мотивов и явлений в их сложных взаимосвязях, естественный динамизм композиции, богатая оттенками свежая зеленовато-коричневая гамма. “Дорога на дамбе”. Теплые коричневатые тона преобладают в этом мирном осеннем пейзаже. Вьющиеся тропинки, уводящие взгляд вдаль, создают иллюзию глубины пространства. Хоббема тщательно воспроизвел игру света на каждом листе, травинке, передал рябь, поднятую утками на пруду. Люди и животные играют в картине второстепенную роль по сравнению с самоценной красотой пейзажа;

только пристальный взгляд обнаруживает дома, полускрытые деревьями. Хоббема был другом и учеником Якоба ван Рейсдаля; оба они порой писали одни и те же виды, но Рейсдаль имел склонность придавать сцене драматичный характер, тогда как Хоббема предпочитал передавать впечатление от конкретной местности. В 1670-х годах, в расцвете своего таланта Хоббема женился и стал сборщиком винных податей в Амстердаме после чего почти прекратил занятия живописью. В течение последних сорока лет он отдавал свою энергию не столько искусству, сколько инспектированию винных бочек.