Творчество Питера Пауля Рубенса.
Святой Георгий и дракон
|
| |
|
|
| ||||||||
Герцог Лерма Маркиза Бригитта Спинола Дориа туалет венеры | 1606, Галерея искусства, Вашингтон |
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. |
| ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Суд Париса 1605 | Мария Паллавичино 1606 | Филопемен и старая рабыня, 1609-1610 | Художник с женой Изабеллой Брант | Возвращение с войны 1610-1612 |
|
|
|
|
|
Прометей прикованный 1610-1612 | Похищение Ганимеда 1611-1612 | Каледонская охота на кабана, 1612 | Венера бесчувственная, 1613 | Триумф Виктории 1614 |
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, - оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). |
|
|
|
|
|
Обнаружение младенца Эрихтония, | Венера у зеркала | Четыре стихии | Ночная история | Ахилл, Одиссей и Диомед |
|
|
|
|
|
Умеренность 1617 | Похищение дочерей Левкиппа, 1617 | Голова Медузы 1617 | Елена Фаурмент 1629 | Пьяный Силен 1618 |
|
|
|
|
|
|
Анна Австрийская 1622 | Мария Медичи в образе Беллоны | Встреча Марии Медичи и Генриха IV | Взятие герцогства Юлих, 1622-1625 | Прибытие в Марсель 1623 | Церера и две нимфы 1624 |
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, иногда в образе мифологических и библейских персонажей, сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. |
| ||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Сад любви 1632 | Портрет камеристки 1625 | Нимфы и сатиры 1634 | Портрет дамы в соломенной шляпке | Терей, Прокна и Филомела 1635-1638 |
|
|
|
|
|
Диана и Каллисто 1638-1640 | Три грации 1635 | Нимфы, преследуемые фавнами, 1638-1640 | Персей освобождает Андром | Римское милосердие 1640-1641 |
- 33.Общая характеристика европейского искусства 17 века. Архитектура барокко. Джакомо делла Порта (церковь Иль Джезу). Франческо Борромини (церковь сан Карло в Риме).
- Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Борромини
- 34.Творчество Лоренцо Бернини. Архитектурный ансамбль площади и собора св.Петра в Риме.
- Творчество Питера Пауля Рубенса.
- Развитие бытового жанра во фламандском искусстве. Творчество Якоба Иорданса. Жанровые произведения Адриана Браувера. Творчество Франса Снейдерса
- 39 Антонис Ван Дейк. Формирование принципов парадного портрета.
- 40Творчество Франса Хальса.
- 42Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- Пейзаж в творчестве голландских художников. Ян ван Гойен, Мейндерт Гоббема, Якоб ван Рейсдаль.
- Голландский натюрморт. Питер Клас, Вильям Хеда, Виллем Кальф, Абрахам Бейерен.
- 46. Творчество Рембрандта Хармеса ван Рейна. Художественный метод Картины на библейские сюжеты и сюжеты из античной мифологии.
- 47.Творочество Эль Гркеко
- 48. Испанская живопись первой половины и середины 17 века. Творчество Хосе Риберы и Франсиско Сурбарана.
- 49 Творчество Диего Веласкеса.
- 50 Портреты Веласкеса и историческое произведение Веласкеса "Сдача Бреды", поздние произведения - "Менины", "Пряхи
- 51 Творчество Барталомео Эстебана Мурильо.
- 52 Реалистическое искусство Франции 17 века. Братья Ленен, Жорж де Латур (ла Тур).
- 53 Творчество Никола Пуссена - родоначальника классицизма в европейском искусстве.
- 54 Клод Лоррен и его место в развитии классического пейзажа.
- 55. Зарождение рококо в искусстве Франции 18 века. Творчество Антуана Ватто. "Галантный жанр". Реалистические тенденции в портретах и жанровых произведениях ("Вывеска Жерсена").