logo
готовенькие листы

39 Антонис Ван Дейк. Формирование принципов парадного портрета.

Фламандский живописец. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. определились стремление ван Дейка к созданию образов, исполненных одухотворенного изящества и благородства, его внимание к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. довел до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль играют поза, осанка, жест .Знакомство живописца с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской . В поздних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним, стандартным приемом психологической характеристики, в колорите появляются сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи. Картина Антониса ван Дейка “Конный портрет Карла I”. После обучения у Питера Пауля Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в Лондон, а затем в Италию. Здесь он воспринял более элегантную манеру живописи, которой придерживался всю дальнейшую жизнь. Именно в Италии Ван Дейк создал стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все бывали довольны. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась - лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал".

Танцующая пара,

Туалет дамы, 1660-е

Семья точильщика,

Мальчик, ищущий блох у собачки

41Адриан ван Остаде и мастера бытового жанра в голландском искустве 17 века: Герард Терборх, Питер де Хох, Ян Стен, Габриэль Метсю.

Терборх Герард Голландский живописец. Учился в 1633-1635 у П.Молейна в Харлеме, где познакомился также с творчеством Франса Халса; работал в Харлеме, Амстердаме и других городах Голландии, побывал в Англии, Испании, Италии, Германии, Франции. В 1630-е - начало 1650-х годов, Терборх писал отмеченные мягкими светотеневыми эффектами сцены народного и солдатского быта (“Солдаты, играющие в карты”, около 1640, “Семья точильщика”, начало 1650-х годов, - обе в Картинной галерее, Берлин-Далем), позже обратился к сценам из жизни богатых бюргеров, изображая немногочисленные фигуры в нарядных интерьерах. Лучшие картины Терборха этого периода отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд (“Отеческое внушение”, около 1655, Картинная галерея, Берлин-Далем; “Женщина, пишущая письмо”, около 1655, Маурицхёйс, Гаага; “Урок музыки”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Терборху принадлежат также небольшие, изысканные по живописной манере и образному строю портреты в рост (“Портрет дамы”, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).

Картина Герарда Терборха “Танцующая пара”. Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом приглашает на танец застенчивую девушку в нарядном платье из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, когда он берет ее за руку; остальная часть просторной комнаты и сидящие наблюдатели погружены в тень. Терборх, голландский портретист и живописец изящных жанровых картин, добился признания своими интерьерными сценами из жизни состоятельных семей и мастерством передачи дорогах тканей, таких как шелк и атлас. Тонкость и детализированность его картин, а также забавное очарование его немного кукольных персонажей были притягательными для вкусов среднего класа Харлема и Амстердама. Терборх много путешествовал по Европе и из первых рук знал творчество почти всех великих художников XVII века, включая Рембрандта и Диего Веласкеса, однако их влияние никак не сказалось на его стиле живописи. Самым популярным в голландской живописи был бытовой жанр, во многом определивший своеобразные пути ее развития по сравнению с искусством других стран. Обращение к самым различным сторонам повседневной жизни, ее поэтизация обусловили формирование разнообразных типов жанровых картин. Высокое живописное мастерство их создателей, оптимистический характер, мягкий лиризм сообщают им то обаяние, которое оправдывает изображение самых незначительных мотивов. Однако здесь обнаруживаются и черты ограниченности голландских жанристов и бытописателей, для которых оказались чуждыми большие темы общественной жизни. Буржуазный отпечаток лежит на голландской бытовой живописи, сказываясь в выборе сюжета, взятого в основном из частной жизни бюргера и его семьи. Это изображение хозяйки, занятой работой по дому либо своими детьми, сцен в трактирах и кабачках, крестьян во время отдыха или развлечений. Действие в этих небольших но размерам картинах с несколькими, часто двумя или тремя, фигурами развивается в спокойном повествовательном ритме. Иногда в интимные по трактовке изображения художник вносит элементы юмора, анекдотической занимательности. Сообразно с требованиями буржуазных заказчиков, особенно со второй половины 17 в., черты поэтизации в бытовых картинах все заметнее вытесняются прозаической тщательностью исполнения деталей и любованием бюргерским благополучием. Наибольшим успехом у буржуазных заказчиков пользовались художники, которые, не раскрывая подлинного мира человеческих чувств, подменяли глубину образного решения скрупулезной тщательностью исполнения деталей. Лучшие из голландских жанристов все же сумели в этих сложных условиях создать жизненно правдивые произведения. Остаде. Чертами добродушного юмора, иронии овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде (1610—1685). Если ранние картины голландского художника с изображением сцен в трактирах носили грубоватый характер, то более зрелые произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора («В деревенском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная галерея. С сердечностью и проникновенностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист» (около 1660 года, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина). Тему творческого труда раскрывает картина Остаде «Живописец в своей мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчатыми плетениями, освещает и объединяет разбросанные в беспорядке вещи, скромную обстановку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом.