9. Вестерн в американском кино.
Причины появления и широкого распространения такого чисто американского жанра как вестерн, несомненно, следует искать в политической и социальной истории Соединенных Штатов, связанной с еще совсем недавним окончанием Гражданской войны (1861—1865) и с, только только вступавшей на путь бурного развития, экономической жизнью страны. Именно с этими событиями и связано довольно масштабное путешествие ковбоев для открытия новых пастбищ из Техаса в Калифорнию. Кстати, основной расцвет деятельности ковбоев пришелся как раз на это время и продлился в течение следующих 30 лет (1865-1895), затем этот популярнейший когда то вид деятельности стал менее распространенным и локализовался. Так вот, именно из этих событий выкристаллизовывается образ волка-одиночки, гордого, независимого, который и является центральной фигурой (конечно же, наряду с противоборствующей стороной, т.е., как правило, вождем краснокожих). Суть этого столкновения, представленная режиссерами во множестве вариаций, и является основной составляющий данного жанра. Сквозь все картины вестернов просачивается довольно четкий указатель на положительного и отрицательного героя, на добро и зло, это та моральная подоплека, которая имеет свое полное отражение в сути конца фильма – чаще всего это хеппи энд.
Корни эпохи вестерна можно найти еще в непревзойденных романах Фенимора Купера, Марка Твена и Брета Гарта, фильмах о ковбоях конца 19 века, таких как, например, ”Закусочная в Криппл-Крик ”(1898), являющимся, кстати, первым фильмом о ковбоях. Но все же, отчет данного жанра принято вести с 1903 года, когда в свет выходит фильм Эдвина Портера "Большое ограбление поезда”, произведший на тот момент фурор в кинематографии и положивший начало новому жанру в истории американского кино.
Хотелось бы также обратить внимание на традиционную составляющую, набор неких определенных правил и клише, по которым живет этот жанр, чтобы сформировать о нем более глубокое представление. Итак, основные образы и приемы являют собой достаточно замкнутую структуру, отклонение от которой чревато не признанием ленты соответствующим жанром. Традиционный состав героев киновестернов выглядит примерно так - центральный образ занимает гордый и смелый завоеватель, держащий в страхе, как правило, большинство жителей округи, отрицательные и положительные образы индейцев, которым противостоит главный герой, кучка бандитов, игроки в покер, парочка шерифов, женскую половину чаще всего представляют образы бордельних девиц из местных заведений, ну и конечно же друзья главного героя – ковбои. Еще одним обязательным составляющим является, т.к. чаще всего фильмы повествуют о Диком Западе, живописный местный пейзаж, без которого не мыслима сама картина. Традиционным местом съемок режиссеры выбирали места в районе Калифорнии, Юты, Аризоны, Невады, Техаса и Колорадо. Сюжет обычно разворачивается на "фронтире" – границе, разделяющей 2 совершенно разных и противоборствующих между собой мира, на одной стороне которой царит порядок и закон, другая же населена готовыми сражаться краснокожими и шайками ловких бандитов. Кстати, по единогласному мнению историков эта граница практически полностью упраздняется в 1890году.
К популярным режиссерам классического периода относятся, несомненно, Томас Инс, основная заслуга которого заключается в открытии миру известнейшего персонажа вестернов - Уильяма С. Харта (Рио Джим), Джон Форд, снявший более десятка вестернов, многие из которых по собственным произведениям и получивший сразу четыре Оскара за лучшую режиссуру. 30е годы, которые стали следующим этапом развития вестерна, известны фильмами в исполнении Джина Отри, Роя Роджерса, Уильяма Бойда "Хопалонг Кессиди", Сансета Карсона, Рекса Аллена, Тима Хольта, Рендальфа Скотта и других. В течение этого периода снимались короткие лирические малобюджетные вестерны с отсутствием насилия. В 40-е же и 50-е годы наиболее яркой лентой стал фильм Джона Форда "Дилижанс” (1939), в нем уже появилось более тщательная проработка характеров главных героев.
Конечно, как и у любых других жанров, у вестернов можно выделить некоторые недостатки – и, прежде всего, здесь стоит отметить весьма однообразную сюжетную линию, однако она вполне окупается наличием динамичного, яркоразвивающегося сюжета, разворачивающегося, по традиции жанра, на фоне широкомасштабных живописных пейзажей. Поэтому в случае с киновестернами на начальном этапе их развития, мы имеем дело с минимальным количеством экспериментов, что нельзя сказать о дальнейшем времени, когда к началу 60ых наступил переломный момент. Вестерн начинает устаревать в бурно развивающемся мире, и многие кинокритики уже пророчат ему скорое обретение почетного места среди канувших в лету жанров, однако ему не суждено было в это время прекратить свое существование. И все благодаря популярности в Италии легендарного ковбоя Запада Джона Уэйна в частности, и классических американских вестернов в целом.
Так называемые спагетти-вестерны, а именно так, с легкой руки критиков, считавших эти ленты лишь пустяковыми пародиями на классические картины, и стали называть те ленты, которые спонсировались или снимались главным образом Италией, а позднее и другими европейскими странами. Именно эти вестерны и являлись новым витком в развитии киновестернов. Многие относились к этому жанру критично, однако нельзя не признать, что среди картин, отснятых за все его существование, а их было около 600, немало из них обрели широкую популярность в Европе. Возникновение их было связано с проблемами распространения американских лент, т.к. покупать их оказалось дороже, чем снимать собственные картины в Европе, и именно в этот момент, молодые итальянские режиссеры-энтузиасты, начитавшиеся К. Маркса, пробуют себя в создании собственных кинолент, и надо сказать, в некоторых случаях их попытки оказались далеко не безуспешными.
Конечно же, самой яркой и запоминающейся оказалась трилогия ставшего уже культовым режиссера Серджио Леоне – "За пригоршню долларов"(1964).
Снята она была на основе эпической поэмы Акиры Куросавы "Yojimbo", музыкальное же сопровождение Леоне предоставил композитору Эннио Морриконе. Главную роль в фильме исполняет получивший огромную славу и признание, актер Клинт Иствуд, запомнившийся многим именно по своему яркому дебюту в этой картине и фирменному прищуру. После признания публики, картина получает продолжение - "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой". Правда, в отличие от традиционных, спагетти-вестерны имеют уже совсем иную моральную подоплеку. Центр картины – героический персонаж ковбоя, теперь уже не стоит на стороне власти и закона, а во многих случаях активно конфликтует с ним. Это все тот же волк-одиночка, но уже более свободный от социальных и политических условностей. Конечно, такая перемена в традиционном и достаточно консервативном жанре как вестерн, не могла не послужить ему на пользу, она стала для него свежей ноткой, вновь возбудившей интерес зрителей.
В начале 1980х, вестерн начинает исчезать с киноэкранов, однако экранизации на тему очередной вариации ковбойской жизни все еще выпускаются американскими студиями. Это и "Назад в будущее III” (1990), "Дикий Запад, Дикий Уэст”(1999) Б. Зоммерфельда и телесериал, снятый по роману Ларри МакМартри "Одинокий Голубь” (1989). Поэтому, можно сказать, что дух Дикого Запада никуда не исчезал и все еще живет не только в пыльных метрах старой пленки, но и в современном кинематографе.
- 1.Братья Люмьер. Значение их изобретения.
- 2.Характеристика французского кино 1895-1914гг.
- 3. Д. Уорк Гриффит и его школа.
- 4. Томас Инс и его роль в формировании голливудской системы кинопроизводства.
- 5. Американское комическое.
- 6. Экспрессионизм в кино Германии 20-х годов.
- 7. Творчество Франца Ланга.
- 8. Комершпиль. Творчество ф. Мурнау и л. Пика.
- 9. Вестерн в американском кино.
- 10. Приход звука, проблемы и перспективы.
- 11. Творческие поиски л. Делюка. Авангард во французском кино.
- 12. Буньюэль луис и сюрреализм.
- 13. Творческий путь Жанна Виго.
- 14. Поэтический реализм во французском кино.
- 15. Творчество Дж. Форда.
- 16. Национальное своеобразие Жанна Ренуара.
- 17. Итальянский неореализм и его роль в развитии мирового кино.
- 18. Историзм, творчество Луки Висконти.
- 19. Эстетическое своеобразие фильмов Феллини.
- 20. Кинематограф м. Антониони.
- 21. Новая волна во французском кино.
- 22. Теория и практика группы новая американское кино.
- 23. Роберт Брессон. Своеобразие его режиссерской концепции.
- 25. Английское кино 50-60 гг. Движение рассерженных.
- 26. Ч. Чаплин. Персонаж и его автор.
- 27. Кинематограф по Хичкоку.
- 28. Творческое открытие Эрика Фон Штрогейма и Джозефа Фон Штернберга.
- 29. Орсон Уэлс и его роль в развитии кино.
- 30. Основные тенденции современного мирового кино (Хранитель времени, Артист, Меланхолия, Полночь в Париже).
- 12 Разгневанных мужчин (1957) с. Люмет
- 4Оо ударов (1959) Трюффо