logo
МузИскусство 1-5 Лекции

Отличия барокко от Ренессанса

Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта, однако несколько в ином ключе: одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко было становление полифонии свободного стиля - инструментальнй полифонии, отличного от полифонии строгого стиля - вокальной полифонии a capella.

Основой музыки барокко, написанной в свободном полифоническом стиле, стала тональная система мажора и минора (в отличие от системы диатонических ладов музыки эпохи Возрождения).

Мелодика свободного стиля отличается прежде всего инструментальной природой (расширяется диапазон звучания голосов, применяются ходы на самые широкие интервалы).

Мелодика почти всегда зависит от гармонии.

Музыкальный язык эпохи барокко стал более сложным и изощренным по сравнению с эпохой Ренессанса, эволюционизировала музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, утвердился новый музыкальный жанр – опера, который возник на рубеже XVI-XVII вв. (Флорентийская камерата). Появились новые музыкальные термины и концепции, большинство из которых используются до сих пор. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как мессы Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди и т. д.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах эпохи барокко.

Опера, появившаяся в период позднего Возрождения, стала одной из главных музыкальных форм эпохи барокко. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Г. Ф.Генделя;

В операх и ораториях часто использовались схожие музыкальные формы-например, арии.

Композиторы продолжали работать также в таких жанрах духовной музыки, как месса и кантата. Им уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах.

Развились такие виртуозные жанры как токката и фуга.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах:

1) для одного инструмента с оркестром;

2) жанр «кончерто гроссо» (большой концерт), в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.

Появился также жанр французской, итальянской увертюры а также сюиты с характерным контрастным сопоставлением быстрых и медленных частей.

Произведения для клавишных инструментов довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».