logo
Фролова Л

Архитектура тулы во второй половине XIX в.

Смешение стилей в архитектуре второй половины XIX в. нашло свое проявление и в Тульском зодчестве.

От Пятницкой башни Тульского кремля начиналась улица Пятницкая (ныне Металлистов), застроенная разностилевыми домами. Большая часть их - хорошо спланированные частные дома тульских мещан. Но здесь есть и пышный особняк в стиле позднего классицизма, и богатый купеческий дом в стиле французского ренессанса. Эта улица, застроенная в стиле эклектики, сколок с архитектуры Тулы середины и второй половины. XIX в., сохранилась и поныне.

В 1856-1862 гг. в кремле тульский архитектор М.А. Михайлов построил Богоявленский собор, используя стиль древнерусского направления эклектики.

Национальный стиль просматривается в декоративном украшении собора, где использованы элементы "нарышкинского барокко": оконные наличники с "петушиными гребнями", ничего не несущие колонки-дудочки, килевидные арки - нарядная белокаменная отделка на фоне кирпичных стен.

Собор построен как памятник победе России в Отечественной войне 1812 г. Ныне храм обезображен, в нем находится музей оружия.

В мае 1860 г. состоялась закладка на северо-восточной окраине Тулы первого храма Щегловского Богородичного мужского монастыря, открытие которого прошло в 1868 г., а в 1886 г. заложен второй храм. Работы производились по проекту тульского архитектура А.Г. Бочарникова.

Есть устойчивое мнение краеведов, что архитектор А.Г. Бочарников построил в 1886 г. храм Александра Невского на Плац-параде.

Эта каменная церковь с одной шлемовидной главкой была самой красивой в Туле. Четыре маленькие главки покоялись на четырех ротондах, украшенных полукруглыми кокошниками. По всему периметру наружных стен проходила зубчатая белокаменная отделка - на фоне кирпичной кладки она смотрелась ярким декоративным украшением.

В Заречье, где начиналась Алексинская дорога на Москву, у самой городской заставы, в 1898 г. был построен храм Сергия Радонежского. Здание из красного кирпича, однокупольное, ступенчатое построение главного объема, с полосатой кладкой стен, двухчастными и трехчастными окнами. Невысокий барабан купола опоясан нависающим над ними кольцом надоконных полукруглых козырьков. Эти же козырьки повторяются над окнами основного фасада здания. Храм построен в стиле древневизантийского направлении эклектики.

С 1849 по 1856 г. в Туле строилось здание Дворянского собрания - на улице Киевской (ныне просп. Ленина). От первоначального проекта, который разработал В.Ф. Федосеев еще в 30-е годы XIX в., практически ничего не осталось за долгие годы, пока проект ходил по комиссиям. В него внесли многочисленные изменения архитектор ТОЗа Иванов, губернский архитектор Дубровский и чиновники комиссии по рассмотрению проектов постройки публичных зданий при Управлении путей сообщения. Трехчастное деление здания, характерное для позднего классицизма, осталось в фасаде нового сооружения, оно вытянуто по горизонтали и имеет ярусное деление. Плоские, едва очерченные пилястры второго и третьего этажей не придают общей композиции вертикальных акцентов. В.Н. Уклеин в своеобразной, как он назвал, "ушастой" форме наличников окон, в сухости оформления порталов входных дверей, в измельченности карниза, видит налет эклектики.

Здание украсило главную магистраль города, особенно величественна и эффектна архитектура Колонного зала Дворянского собрания, в который ведет парадная лестница - шедевр литейного искусства, она была изготовлена в Калужской губернии на Дугненском чугуноплавильном заводе. В большом парадном зале 20 колонн в стиле итальянского ренессанса размещены по группам: по три колонны в каждом из четырех углов и дважды по две колонны по длинным сторонам зала. Лепной потолок, большие и малые люстры довершают убранство зала, предавая торжественность и пышность.

Ознакомившись с основными положениями культуры второй половины XIX в., студенты самостоятельно готовятся к семинарскому занятию по этой теме, используя план и рекомендованную литературу.