{287} Линия символизма и импрессионизма
Продолжая отзываться на новое, мы отдали дань господствовавшему в то время в литературе символизму иимпрессионизму. В. И. Немирович-Данченко разжег в нас если не увлечение Ибсеном, то интерес к нему, и в течение многих лет ставил его пьесы: «Эдда Габлер», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», «Привидения», «Бранд», «Росмерсхольм», «Пер Гюнт». На мою долю выпала постановка лишь двух пьес Ибсена: «Враг народа» («Доктор Штокман») и «Дикая утка», которые также готовились под литературным наблюдением Владимира Ивановича.
Но символизм оказался нам — актерам — не по силам. Для того чтобы исполнять символические произведения, надо крепко сжиться с ролью и пьесой, познать и впитать в себя ее духовное содержание, скристаллизовать его, отшлифовать полученный кристалл, найти для него ясную, яркую, художественную форму, синтезирующую всю многообразную и сложную сущность произведения. Для такой задачи мы были мало опытны, а наша внутренняя техника была недостаточно развита. Знатоки объясняли неудачу актеров реалистическим направлением нашего искусства, которое якобы не уживается с символизмом. Но на самом деле причина была иная, как раз обратная, противоположная: в Ибсене мы оказались недостаточно реалистичны в области внутренней жизни пьесы.
Символизм, импрессионизм и всякие другие утонченныеизмы в искусстве принадлежат сверхсознанию и начинаются там, где кончается ультранатуральное. Но только тогда, когда духовная и физическая жизнь артиста на сцене развиваетсянатурально, естественно, нормально, по законам самой природы, — сверхсознательное выходит из своих тайников. Малейшее насилие над природой — и сверхсознательное прячется в недра души, спасаясь от грубой мышечной анархии.
Мы не умели тогда по произволу вызывать в себе натуральное, нормальное, естественное состояние на сцене. Мы не умели создавать в своей душе благоприятную почву для сверхсознания. Мы слишком много философствовали, умничали, держали себя в плоскости сознания. Наш символ был от ума, а не от чувства, сделанным, а не естественным. Короче говоря: мы не{288} умели отточить до символа духовный реализм исполняемых произведенийxcvii.
Правда, иногда, случайно, по неизвестным нам самим причинам, и к нам сходило вдохновение от Аполлона. Мне самому посчастливилось на публичной генеральной репетиции искренно и глубоко почувствовать трагический момент роли Левборга («Эдда Габлер»), когда он, потеряв рукопись, переживает последние минуты отчаяния перед самоубийством.
Такие счастливые моменты являлись как у меня, так и у других артистов-товарищей от простого случая, который, конечно, не может служить основой искусства.
Но, быть может, была и другая причина, чисто национального характера, делавшая ибсеновский символ трудным для нашего понимания. Быть может, никогда «белые кони Росмерсхольма» не станут для нас тем, чем является для русского человека поверие хотя бы о колеснице Ильи-пророка, на которой он проезжает по небу во время грозы, в Ильин день.
Быть может, прав был Чехов, который однажды, ни с того ни с сего, закатился продолжительным смехом и неожиданно, как всегда, воскликнул:
«Послушайте! Не может же Артем играть Ибсена!»xcviii
И правда, норвежец Ибсен и русопет Артем были несоединимы.
Не относилось ли глубокомысленное восклицание Чехова и ко всем нам, артистам, новоиспеченным тогда символистам-ибсенистам?
- {5} Опыт пути
- {12} Книга о счастье
- {51} Предисловие к 1‑му изданиЮi
- Предисловие ко 2‑му изданию
- {53} Артистическое детствОii [Старая Россия]III Упрямство
- {68} Кукольный театр
- Итальянская операxiv
- {75} Шутки
- Малый театр
- {92} Первый дебют
- Актерство в жизни
- Драматическая школа
- {127} Артистическое отрочество Алексеевский кружок оперетка
- Конкурент
- Междуцарствиебалет — оперная карьера. — любительщина
- {154} Артистическая юность Московское общество искусства и литературы
- Первый сезоноперация
- Счастливая случайность«Жорж Данден»lxi
- {169} Выдержка «Горькая судьбина»
- Два шага назад «Каменный гость» и «Коварство и любовь»
- {176} Когда играешь злого, — ищи, где он добрый«Самоуправцы»
- Характерность«Бесприданница». — «Рубль»
- Новое недоумение«Не так живи, как хочется». — «Тайна женщины»
- Мейнингенцы
- Ремесленный опыт
- Первая режиссерская работа в драме«Плоды просвещения»
- Успех у себя самого«Село Степанчиково»
- Знакомство с л. Н. Толстым
- Успех у публики«Уриэль Акоста»
- Увлечение режиссерскими задачами«Польский еврей»
- {215} Опыты с заправскими актерами
- «Отелло»
- {234} Туринский замок
- [Эрнст Поссарт]lxxviii [Климентовский спектакль]lxxix «Потонувший колокол»lxxx
- Знаменательная встреча
- Перед открытием Московского Художественного театра
- Начало первого театрального сезона
- Историко-бытовая линия постановок театра
- Линия фантастики
- {287} Линия символизма и импрессионизма
- Линия интуиции и чувства«Чайка»xcix
- Приезд Чехова. — «Дядя Ваня»
- Поездка в Крым
- «Три сестры»
- Первая поездка в Петербург
- Провинциальные гастроли
- С. Т. Морозов и постройка театра
- Общественно-политическая линия«Доктор Штокман»
- {324} М. Горький«Мещане»
- «На дне»
- Вместо интуиции и чувства — бытовая линия«Власть тьмы»
- Вместо интуиции и чувства — линия историко-бытовая«Юлий Цезарь»
- [Об «актерской линии» в искусстве художественного театра]cxii «Вишневый Сад»
- Студия на Поварской
- Первая заграничная поездка
- [Убыль и смерти]cxxix {370} артистическая зрелость Открытие давно известных истин
- «Драма жизни»
- И. А. Сац и л. А. Сулержицкий
- {391} Черный бархат
- «Жизнь человека»
- В гостях у Метерлинка
- «Месяц в деревне»
- Дункан и Крэг
- Опыт проведения «системы» в жизнь
- Первая студия Художественного театра
- {444} Капустники и «Летучая мышь»
- Актер должен уметь говоритьПушкинский спектакль
- Революция
- Катастрофа
- Оперная студия Большого театраclv
- Отъезд и возвращение
- Итоги и будущееclxvi
- {607} Указатель имен
- {499} Комментарии