6. Этническое и национальное измерение культуры.
«Этнос» (с др. греч.) – племя, народ. Этническую принадлежность человека к своей группе определяет кровное родство. Осознание этнической принадлежности было основано на способности человека к самоидентификации. На ранних стадиях развития эта способность объединяла людей в кровнородственные коллективы: люди осознавали свое родство в лице общего предка. Со временем, в качестве объединяющей силы, кровное родство отступает, а на первый план выходит культура. К этнической культуре относят бытовые привычки разных народов (так, издревле люди по разному носили воду, готовили пищу, обустраивали жилище), а также обычаи, традиции, обряды. Этническая культура включает национальную одежду, местный разговорный язык, народное творчество (фольклор). Этническая культура создается стихийно, ее автором является весь народ. Она сохраняется и передается в границах данной культуры посредством естественных способностей человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, органической пластики, и т. д., что не требует специальной подготовки и особых средств хранения и записи.
Нация – это тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. Специфика национальной принадлежности связана с осознанием помимо кровного родства объединяющей силы государства. Первыми предпосылками национального объединения людей стали государственная власть и возникновение письменности. Необходимыми условиями и определяющими факторами существования нации являются: национальное государство, национальная экономика и национальная культура. Выделим характерные черты национальной культуры:
-
рыночная экономика;
-
гражданские свободы;
-
распространение грамотности во всех слоях населения;
-
национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.
Ученые выделяют два уровня национальной культуры:
-
выражающийся в национальном характере и национальной психологии;
-
представленный литературным языком, философией, высоким искусством.
Способы овладения национальной культурой:
-
в отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.
-
становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.
Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.
7. . Культура и цивилизация.
В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура»- лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А.Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:
-
дикости,
-
варварства,
-
цивилизации,
имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.
Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.
Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:
-
историческое время (античная, средневековая и др.);
-
географическое пространство (азиатское, европейское и др.);
-
технология (индустриальное, постиндустриальное общество);
-
политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);
-
специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).
Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры. В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:
-
общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
-
взаимопроникновение культур;
-
наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.
На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:
-
непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),
-
циклического развития (страны Востока) и
-
прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).
Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А.Тойнби, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.
Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О.Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).
При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.
ЛЕКЦИЯ №3.
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.