История возникновения культурологии.
Понятие «культура» известно со времен античности, но теоретическая основа культурологии, по мнению многих ученых, сложилась только в середине ХIХ в. Именно в это время появился практический интерес к этой области знания и сложились необходимые и достаточные условия для ее развития. Исследователи выделяют две причины становления культурологии как самостоятельной науки.
Во-первых, теоретическая база, разработанная представителями французского (Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро) и немецкого (Гердер) Просвещения. Мыслители Просвещения в своих исследованиях обращались к самым истокам человеческого существования. Так, Гердер исследовал роль языка в развитии человеческой культуры. Он считал, что именно развитие языка как продукта человеческого разума имело определяющее значение на ранних стадиях развития человеческого общества.
Ж.Ж. Руссо и Ш.Л. Монтескье обратились к проблеме происхождения общества. Они объясняли происхождение общества и государства на основе теории общественного договора. «Общественный договор» - это философская и юридическая доктрина, объясняющая происхождение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Критикуя институты феодального государства и права, Руссо призывал к изменению существующего строя, считал, что так как государство возникает на основе общественного договора, то граждане могут расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Права на жизнь и свободу являются неотчуждаемыми. Идеи Руссо нашли свое яркое выражение в лозунгах французской революции 1789 г.
Вольтер рассматривал всемирное культурно-историческое развитие человечества в виде движения от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре, просвещенной цивилизации. Историк, согласно Вольтеру, должен представить существование человечества в виде повествования о нравах, обычаях, традициях, законах, о жизни великих и замечательных людей. Изменение нравов, наук, искусств, ремесел обусловлено развитием культуры, а она в свою очередь определяется прогрессом разума: «Люди постепенно посвящаются картиной своих несчастий и глупости и, со временем приходят к исправлению своих понятий, люди учатся думать» (Voltaire F.M. Oeuvres completes. Vol. 26. P.237.). Движущим фактором истории, согласно Вольтеру, является борьба мнений, и действия людей основываются исключительно на их мнениях. Эти мнения приобретают власть над умами, которые вершат мировую историю. Великие исторические события могут произойти или не произойти в зависимости от ничтожных случайностей (настроения монарха в данный момент, каприза фаворитки, т.д.). Как видим, Вольтер отрицает существование объективных закономерностей исторического процесса и выделяет особую роль личности в истории.
Во-вторых, открытие европейцами новых земель и продолжение территориальной экспансии. В ХVII-ХVIII вв. европейцами были освоены огромные новые территории от юга Африки до Ближнего Востока. Для того, чтобы усилить политическое и экономическое влияние на местное население, необходимо было изучить их культуру, динамику развития, систематизировать накопленный этнографический материал. В этих условиях начинает активно развиваться культурная антропология - важнейшее направление современной культурологии, исследующее процессы культурных контактов между различными народами. Кафедры культурной антропологии появляются в ведущих европейских университетах. Наибольший научный авторитет получила кафедра Оксфордского университета, учрежденная в 1865 г. В 1871 г. создается «Королевское Антропологическое Общество» и вскоре «Антропологический Институт Великобритании и Ирландии», руководил которым более 10 лет крупнейший английский ученый Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917).
По мнению многих современных ученых, культурология выделилась в самостоятельную область только в середине ХХ в, когда сложилась ее методология и категориальный аппарат. С их точки зрения, рождение новой науки произошло в США и автором такой идеи стал ученик известного американского антрополога Ф. Боаса – Лесли А. Уайт (1900-1975). Его важнейшие работы: «Наука и культура»(1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973). Лесли А. Уайта считают «отцом» культурологии как самостоятельной науки. Он поставил задачу обосновать отличие культурологии от других наук и в частности от психологии и социологии. По его мнению, понятие «культура» позволяет уточнить самую суть во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Отдельного человека он рассматривает как некий организм, реагирующий на элементы культуры как на внешние силы. Человеческое поведение, с точки зрения Уайта, строго определено внешними факторами как по содержанию, так и по форме. Изучая систему культуры, Уайт выделяет три ее составляющих:
-
технологическая подсистема (материальные устройства для общения с природой),
-
социальная подсистема (способы и типы поведения в обществе),
-
идеологическая подсистема (идеи, образы, верования).
На всех этих уровнях культура существует за счет символических форм. И культурология, с его точки зрения, является главенствующей наукой, так как исследует фундамент человеческой жизни. Социальное общение является лишь функцией культуры, ее производной. Поэтому, такие науки как социология и психология, по мнению Л. А. Уайта, вторичны по отношению к культурологии и зависят от нее.
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.