1. Марксистская концепция культуры.
К. Маркс (1818-1893) и Ф. Энгельс (1820-1895) разработали теорию, где культурный процесс рассматривается как последовательность сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, основой которых выступает господствующий способ производства и специфические законы его функционирования. К. Маркс выделяет ряд общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в человеческой истории: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Высшей стадией общественного развития, в марксистской теории, является коммунистическая общественно-экономическая формация как бесклассовое общество, основанное на высших гуманистических идеалах.
По мнению Маркса, культура также является специфической характеристикой общества и выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, который определяется характером отношения человека к природе и обществу, и является характеристикой творческих сил и способностей личности. Культура включает в себя как результаты предметной деятельности (машины, технические сооружения), так и субъективные человеческие способности (знания, умения, профессиональные навыки). В марксистской теории экономика, материальное производство детерминируют явления культуры, а творит её человек. Создавая предметный мир культуры, человек одновременно творит себя как субъекта, как общественное существо, формирует свою способность к творчеству. И хотя он действует под влиянием внутренних побуждений, сам процесс его творчества происходит в определенных общественных условиях и отвечает определенным общественным потребностям. А сами эти условия и потребности зависят, в конечном счете, от материальных отношений людей, отвечающим данному уровню овладения человеком силами природы.
В ХХ веке для объяснения общественного развития марксистская теория оказалась менее привлекательной. Стало очевидно, что в основе общественных отношений лежит множество факторов. Так сторонники коммуникативного разума (Хабермас, Апель) полагают, что людей объединяют интересы и ценности. По мнению аналитиков (Хаэр, Роулз) обществообразующим фактором является, прежде всего, языковая деятельность людей. С позиции П.Сорокина не экономические отношения, а система ценностных ориентаций определяет культурно-исторический прогресс. И все же марксистская философия и концепция культуры оказали значительное влияние на социально-политические теории конца ХIХ - ХХ веков. И хотя судьба марксизма драматична, её роль в культуре неоспорима.
Цивилизационная концепция общественно-исторического развития наиболее полно представлена в теории локальных цивилизаций, которая развивалась в трудах О.Шпенглера и А.Д.Тойнби.
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.