logo
Конспект по культурологии

1. Марксистская концепция культуры.

К. Маркс (1818-1893) и Ф. Энгельс (1820-1895) разработали теорию, где культурный процесс рассматривается как последовательность сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, основой которых выступает господствующий способ производства и специфические законы его функционирования. К. Маркс выделяет ряд общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в человеческой истории: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Высшей стадией общественного развития, в марксистской теории, является коммунистическая общественно-экономическая формация как бесклассовое общество, основанное на высших гуманистических идеалах.

По мнению Маркса, культура также является специфической характеристикой общества и выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, который определяется характером отношения человека к природе и обществу, и является характеристикой творческих сил и способностей личности. Культура включает в себя как результаты предметной деятельности (машины, технические сооружения), так и субъективные человеческие способности (знания, умения, профессиональные навыки). В марксистской теории экономика, материальное производство детерминируют явления культуры, а творит её человек. Создавая предметный мир культуры, человек одновременно творит себя как субъекта, как общественное существо, формирует свою способность к творчеству. И хотя он действует под влиянием внутренних побуждений, сам процесс его творчества происходит в определенных общественных условиях и отвечает определенным общественным потребностям. А сами эти условия и потребности зависят, в конечном счете, от материальных отношений людей, отвечающим данному уровню овладения человеком силами природы.

В ХХ веке для объяснения общественного развития марксистская теория оказалась менее привлекательной. Стало очевидно, что в основе общественных отношений лежит множество факторов. Так сторонники коммуникативного разума (Хабермас, Апель) полагают, что людей объединяют интересы и ценности. По мнению аналитиков (Хаэр, Роулз) обществообразующим фактором является, прежде всего, языковая деятельность людей. С позиции П.Сорокина не экономические отношения, а система ценностных ориентаций определяет культурно-исторический прогресс. И все же марксистская философия и концепция культуры оказали значительное влияние на социально-политические теории конца ХIХ - ХХ веков. И хотя судьба марксизма драматична, её роль в культуре неоспорима.

Цивилизационная концепция общественно-исторического развития наиболее полно представлена в теории локальных цивилизаций, которая развивалась в трудах О.Шпенглера и А.Д.Тойнби.