5. Американская школа культурной антропологии.
Основателем данной школы является американский этнограф, антрополог и лингвист Франс Боас (1858-1942). Цель антропологического исследования Боас определил в установлении законов, лежащих в основе развития человеческой культуры. Спецификой его методологии явилось отрицание как логического, так и сравнительно-исторического методов исследования. Им он противопоставил эмпирический метод исследования исторических явлений, где каждое отдельное событие заслуживает особого внимания. «Мы считаем, что существуют определенные законы, - писал Боас, - которые управляют развитием человеческой культуры, и наша задача - открыть эти законы. Предмет нашего исследования выяснить, посредством каких процессов культура достигает определенных ступеней развития. Обычаи и представления существуют не ради самих себя. Мы хотим знать причины, по которым существуют такие обычаи и представления». (цит. по Драч Г.В. Культурология. уч. для вузов. - М. 2002., С.35.). Боас не признавал причинной обусловленности исторических явлений и рассматривал культуру как сочетание случайных элементов, как следствие контактов культур различных народов. Изучение процессов контакта культур получило развитие в исследованиях по аккультурации, основанных на конкретных наблюдениях и эмпирическом материале.
Таким образом, главным объектом исследования американской школы культурной антропологии являются процессы контакта между различными культурами и их последствия. Результаты этих контактов можно привести в виде следующей схемы:
-
отчуждение (потеря народом своей культуры под влиянием чужой);
-
новая ориентация (изменение взглядов и мировоззренческих установок в воспринимающей культуре);
-
почвенничество (попытка возродить и увековечить в обществе определенные аспекты своей культуры);
-
новообразование (возникновение в одной из участвующих в контакте культур черт, не встречавшихся ранее ни в одной из контактирующих групп).
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.