3. Соотношение культур Востока и Запада.
Восток и Запад в культурологии являются понятиями не географическими, а культурно-историческими. В этом контексте еще с ХIХ века культурологи ведут речь о соотношении культур, о путях культурного развития и о том, кто является лидером на этом пути. Так возникли идеи европоцентризма и востокоцентризма как культурные ориентиры.
Истоки европоцентризма, как правило, усматривают еще у древних греков. Греки считали себя культурным народом, распространяющим свою эллинскую культуру из района Эгейского моря на Север, Запад и Юг, т.е. повсюду, где были условия для колонизации. Что касается неосвоенных земель, то о населяющих их народах слагались самые невероятные легенды. Греки, к примеру, верили, что Испания так богата, что во время пожара там текут реки расплавленного золота, но дикие жители этих мест ни на что не способны и питаются только желудями. Индию греки считали самой крайней страной на Востоке. Золото, которое там в огромном количестве охраняют гигантские муравьи (см. подробнее: Мареева Е.В. Теория культуры. М., 2003. С. 113-115).
Римляне, будучи наследниками греков, знали об окружающем мире значительно больше. Римская колонизация сопровождалась насаждением своей культуры на завоеванных территориях от быта и архитектуры городов-колоний до веры в языческих богов. У римских императоров, безусловно, была претензия на мировое господство, которое во II веке казалось почти реальным. Эта тенденция проявилась позже и в политике Карла Великого, который стал сплачивать западноевропейские народы не только военной силой, но и силами христианской церкви во главе с папой.
После открытия Нового Света территориальная и культурная экспансия европейцев становиться глобальной. С началом колонизации европейская цивилизация превратилась в планетарную силу, втягивающая в свою орбиту все новые народы и регионы. Даже при мягких методах колонизации к другим народам все равно относились как к отставшим в своем развитии, а в их культуре видели, в лучшем случае, ступеньку на пути к европейской культуре.
Попытки теоретического обоснования европоцентризма впервые предпринимаются в эпоху Просвещения. Именно в этот период в адекватной форме ставится вопрос о единой мировой истории и культуре. Представление о многоликости и разнообразии культур вплоть до ХIХ века не находили места в европейской науке.
ХХ век также не избавил идеологию от противостояния европоцентризма и востокоцентризма. Более того, по мнению некоторых исследователей, на сегодняшний день можно говорить об афроцентризме и американоцентризме. Современные европоцентристы, опираясь на исследования антропологов, этнологов, социологов усложняют систему аргументации в пользу превосходства европейской культуры над культурами других регионов.
Одновременно развивались противоположные, столь же бескомпромиссные взгляды. К ним, в первую очередь, следует отнести учение негритюда, в котором речь идет о превосходстве африканцев и достоинствах африканской культуры. Сенегальский философ и поэт Л.С.Сенгор изложил это учение в работах «Дух цивилизации и достоинства африканской культуры (1956), «Негритюд и германизм (1965), «Негро-африканская эстетика» (1964). Специфику африканской культуры Сенгор связывает с психологией африканца, который в отличие от европейца, органически связан с природой, а поэтому лучше чувствует форму и цвет, звуки и ритм, запах и прикосновение. Он пользуется интуицией, а не рассудком, опирается на чувства, а не на здравый смысл. Из этого делается вывод об особой пластичности, ритмичности и музыкальности африканцев. Более того, африканцы, по мнению Сенгора, более духовны, чем европейцы, не склонны к индивидуализму и испытывают самые глубокие религиозные чувства. Европейцы в этой теории представлены в совершенно негативном свете. Европеец рассудочен, агрессивен, чрезмерно практичен, и относиться к миру только как к средству достижения своих эгоистических целей. Итак, востокоцентристы, отстаивая свои позиции, указывают на слияние восточного человека с природой, преобладание чувств над разумом, отсутствие агрессивности и индивидуализма. В современной науке представление о Востоке изменилось. Восток рассматривается как символ особого пути развития, в котором востоковеды видят альтернативу цивилизованному Западу.
Таким образом, в основе рассмотренных нами теорий лежит попытка противопоставления одной культуры всем остальным в качестве подлинной и настоящей, обоснования уникальности культуры своего народа. Такая позиция называется культурологическим монизмом.
1 Кравченко А.И. Социология. М., 1999. С.158.
2 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983, С. 765.
3 Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты ( металлисты, брейк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью- охраной памятников, защитой окружающей среды, и др.
4 Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в 60-70 годы ХХ века. В это время в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений – студентов радикалов, новых левых. Они выработали новые теории в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели поведения, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами. Особенно характерным проявлением контркультуры было движение хиппи.
5 Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429 – 435.
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.