4. Натуралистическая концепция культуры.
Спецификой психоаналитического подхода в культурологии является признание взаимосвязи между психологическими процессами и культурными явлениями. Основоположником психоаналитического подхода считается австрийский врач невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Теорию культуры Фрейда довольно сложно представить, не остановившись на его методологии и общетеоретических представлениях. Основной заслугой Фрейда является открытие метода психоанализа. Первоначально психоанализ был лишь медицинской методикой по лечению неврозов. Причиной невротических расстройств являются, по Фрейду, различного рода эмоциональные переживания и психологические травмы, которые не исчезают из человеческой психики, а вытесняются в область бессознательного. Будучи вытесненными, эти элементы способны оказывать заметное воздействие на личность, проявляясь в замаскированной форме (комплексы, страхи, истерии и др.). Осознание причин этих комплексов и страхов (т.е. перевод из бессознательного в сознательное) во время беседы врача и пациента (иногда в состоянии гипноза) способствовали избавлению от этих недугов. Впоследствии, будучи доработана, эта методика и стала успешно применяться в медицинской практике. Психоанализ, еще при жизни Фрейда, превратился из простой медицинской методики в направление в психологии, философии и даже в культурологии. Его идеи развивались в трудах Карла Юнга (1876-1961), Эриха Фромма (1900-1980) и венгерского психоаналитика и антрополога Гезы Рохейма (1891-1953).
Фрейд и его последователи искали истоки культуры в психике человека. При этом постоянно подчеркивали противоречие между культурой (социальные нормы, обычаи, традиции) и инстинктивной человеческой природой (природные инстинкты, тайные желания). Основная функция культуры, по Фрейду, состоит в том, что: с одной стороны она ограничивает антисоциальные влечения людей, а с другой стороны создает особые механизмы для облегчения отказов от этих инстинктов. Проиллюстрируем это следующей цитатой: «Примечательно, что люди хотя и не могут существовать разобщено, в то же время ощущают как тяжелое бремя те жертвы, которые требует от них культура, чтобы сделать возможной их совместную жизнь. Культура, следовательно, должна защищать себя от отдельного человека, и эту задачу выполняют её организации, институты и требования. Их цель не только установить известное распределение материальных благ, но и удержать это распределение; более того- они должны защищать от враждебных побуждений человека все то , что служит для покорения природы и производства материальных благ. Творения человека легко разрушить, и создавшие их наука и техника могут быть употреблены для их уничтожения». (Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Аналитическое повествование М., 1990. Т.2., С. 102.). Культура, таким образом, выступает механизмом приспособления к окружающей среде, подобно приспособляемости в животном мире, а все основные механизмы культуры выступают результатом (и предпосылкой) отказа человека от удовлетворения природных влечений.
Для объяснения возникновения культурной истории Фрейд использует гипотезу Шотландского этнографа Аткинсона о «циклопической» семье, которая, якобы, была первой формой организации жизни человека и состояла из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самцов. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Фрейд утверждает, что однажды изгнанные братья объединились, убили и съели отца и положили, таким образом, конец отцовской орде ( см подробнее: Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии М., 2003., С.196.). Обратимся к работе « Массовая психология и анализ человеческого ’’Я.’’».
«Праотец орды еще не был бессмертным, каковым он позже стал благодаря обожествлению. Когда он умер, он должен был быть заменен; его место занял, вероятно, один из младших сыновей, бывший до того участником массы, как и всякий другой индивид. Следовательно, должна существовать возможность превратить психологию массы в индивидуальную психологию, должно быть найдено условие, при котором осуществляется такое превращение подобно тому, как пчелы, имеют возможность сделать, в случае необходимости, из личинки матку вместо работницы. Тогда можно представить себе только следующее: первобытный отец мешал своим сыновьям в удовлетворении своих сексуальных стремлений; он принуждал их к воздержанию и вследствие этого к эмоциональной привязанности к себе и друг к другу.; эти привязанности могли вытекать из стремлений, имевших заторможенную сексуальную цель. Он вынуждал, их, так сказать, к массовой психологии. Его сексуальная ревность и нетерпимость стали в конечном итоге причиной массовой психологии». (Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Избранное. - Т.1., С. 50.). По мнению Фрейда, отзвуки древней каннибальской трапезы проявились затем в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и поедал тотемическое животное (своего бога), которое замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями. «Впоследствии сыновья, раскаявшиеся и охваченные чувством вины за содеянное запретили брачно-половые отношения с женщинами своего рода. Нельзя стало убивать и тотем. Лишь во время ритуальных праздников убивают тотемическое животное, оплакивают и торжественно поедают, напоминая о первородной вине человека»( см. там же). На этой основе Фрейд показывает возникающую специфическую роль культуры: трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые: от убийства - к ритуалу убийства. Одновременно Фрейд выдвигает гипотезу происхождения религии. Любая религия, с его точки зрения, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, стремление умилостивить его поздним послушанием, чувство вины порождает психологическое, эмоциональное беспокойство, которое удается устранить лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний. Так, по Фрейду, возникает тотемизм - один из видов первобытных верований. Много позже на его основе возникают политеистические религии раннеклассового общества.
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.