Диффузионизм.
Диффузионизм в культурологии возникает в конце ХIХ - начале ХХ в. как реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюционистских концепций. К этому времени уже был накоплен достаточный этнографический материал и многие культурные явления, не укладывавшиеся в рамки эволюционизма, требовали нового теоретического подхода. Понятие «диффузия» заимствовано из физики и переводится с латинского как распространение, проникновение. Культурная диффузия - это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Наиболее типичными формами таких контактов являются: торговля, переселение, завоевание, колонизация и др.
Основателем диффузионизма в культурологии считают профессора этнографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904). Свою концепцию культуры он изложил в работах «Антропогеография» (1882-1891), «Земля и жизнь» (1891).
Основным предметом исследования Ратцеля было географическое распространение предметов материальной культуры, а также распространение народов- носителей этих предметов. По мнению Ратцеля, формы распространения этнографических предметов оказываются значительно важнее, чем роль языков, расовые признаки, традиции, и т.д., ибо все перечисленные явления подвержены изменениям, а материальные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия. Поэтому, по мнению Ратцеля, важнейшей задачей культурологии является изучение процесса распространения предметов материальной культуры в её географическом аспекте. В этой связи Ратцель выделяет два основных способа перемещения элементов культуры:
-
аккультурация (быстрый перенос всего культурного комплекса),
-
перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другим народам.
Касаясь особенностей культурных заимствований, Ратцель отмечает, что некоторые предметы легко передаются , такие как украшения, одежда, наркотики, и т.д. Другие, такие как изделия из металла, разновидности упряжки передаются от культуры к культуре с трудом. (подробнее см: Отюцкий Г.П.«История социальной (культурной) антропологии. М., 2003. С. 103.). Для обозначения границ распространения этнографических предметов и пространственных характеристик распространения культур, Ратцель вводит такие понятия, как «культурная зона» или «культурный круг».
Сходные элементы в культурах разных народов объясняются их общим происхождением, которое относится к глубокой древности. Первые поселения на берегах Нила, Ганга, в долине реки Хуанхэ, и т.д., и явились тем очагом, тем первичным культурным ареалом, откуда и пошло распространение предметов материальной культуры.
Спецификой концепции Ратцеля является то, что человека он рассматривает как второстепенный фактор в развитии культур и отводит ему роль простого носителя этнографических предметов. Культура, таким образом, оказывается относительно независимой от человека. В дальнейшем идеи Ратцеля развивали представители немецкого диффузионизма: Лео Фробениус (1873-1928), Фритц Гребнер (1877-1934), а также Кларк Уисслер (1870-1947) в США.
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.