Типы национализма
Существует целый ряд концепций национализма, однако тезис о том, что существует по меньшей мере два или больше типов национализма не оспаривает никто. Часто предпочитают говорить о множественности типов национализма. Чтобы разобраться в этой проблеме, следует обратиться к классической схеме двух типов, которая в свое время была предложена Х. Коном [Kohn, 1967].
По его мнению, существует национализм центра (его еще называют западным, а также французским типом национализма) и противостоящий ему национализм периферии (который называют также восточным или германским типом национализма). Первый изначально имел политическую мотивацию. Он был сформирован в процессе строительства нации и обретения ее суверенитета, то есть в борьбе с монархическим принципом легитимности. Национализм центра сконцентрирован на текущей политической борьбе, а не обращен в прошлое, то есть ориентирован на достижение практических, рационально положенных целей. Нация понимается как объединение граждан. В национализме периферии, напротив, сильный акцент делается на прошлом, которое подвергается инструментальной интерпретации и на основании которого формируется образ "идеального" отечества в будущем, как отдаленной цели — эти ключевые элементы не связаны напрямую с решением практических политических и экономических задач и нагружены высоким эмоциональным содержанием. Нация в этом случае понимается как сообщество, построенное на неформализуемых парадигмах традиционной культуры.
Таким образом, немецкая нация появилась сначала в трудах интеллектуалов-романтиков как вечный дар, основанный на общности языка и культуры, а французская представляло собой политический проект (projet politique). Со временем произошло неожиданное: и та, и другая модель трансформировались, от "западной" модели осталась форма, то есть ее проективная составляющая, а содержание в значительной мере сблизилось с содержанием "восточного" национализма. Во Франции, где возникла сама мысль о возможности национализма как проекта, произошла его идеологическая корректировка. В других странах национализм осуществлялся как своего рода культурно-политический проект, но в основании этого "проекта" изначально лежали элементы частично заимствованные из немецкой системы, частично выработанные местными интеллектуалами и выдаваемые ими за исконные для каждой данной культуры. Таким образом, в каждом случае мы имеем дело с политическим проектом, сознательно основанном на мифологеме и сконструированном искусственно.
Из многочисленных определений нации наиболее адекватным с точки зрения социолого-антропологического подхода мне представляется концепция К.Вердери, которая понимает нацию как символ (или миф), использование которого само творит реальность [Вердери, 2004]. Национализм предстает в этой трактовке как оболочка для различных психологических и идеологических конструкций, которые облекаются в эту оболочку постольку, поскольку она оказывается самым эффективным средством их адаптации для массового сознания. Культура имеет адаптивную функцию (делая мир, посредством коррекции восприятия, более комфортным для человека), деятельностную функцию (представляя мир как объект деятельности человека), коммуникативную функцию (превращающую мир в средство коммуникации и создавая условия для распределения культурных ролей и их адекватного взаимодействия) и функцию самоорганизации, представляющую социокультурной системе возможность реструктуализации в ответ на внешние изменения, вызовы или угрозы. Следовательно, нация — это сформировавшаяся под влиянием идеологии национализма форма существования культуры [Лурье, 1999]. Под культурой может пониматься и этническая культура, присущая одному этносу, и полиэтническое общество, представляющее собой совокупность этносов и этнических групп, живущих в постоянном взаимодействии и имеющих совместимые или пересекающиеся обобщенные культурные сценарии [Лурье, 2010].
Таким образом, отрицается возможность реализации национального проекта как головной схемы, на практике сосуществуют в каждом случае как бы два национализмаидве нации: с одной стороны – национализм, которому учат его идеологи и нация, как ее идеологи представляют, и с другой стороны – национализм, как он преломляется в сознании народа и нация, которая складывается на основе этнической культуры под влиянием националистического дискурса, не столько официального, сколько преломленного народным сознанием.
Такое определение нации может быть перенесено и на этничность и ее социокультурное окружение, то есть допустимо говорить о проекте социокультурного окружения, нацеленном на развитие связей между нациями. Этот проект, предопределяя взгляды этносов на свое окружение и взаимодействие с ним, задает определенную перспективу видения полиэтнического общества. Чаще всего соседские отношения устанавливаются стихийно, но мне важно подчеркнуть, что и в этом случае возможен целенаправленный проект. Это также тот случай, когда "миф" через процессы творит реальность.
Таким проектом в Советском Союзе были идеологемы "дружбы народов" и "советского человека" как вытекающей из нее наднациональной характеристики.
- Империя как судьба
- Вместо эпигрофа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети)
- Пролог Что такое жить в империи
- Часть первая
- Imperium Очерк 1. Три Рима: translacio imperii
- Центральный принцип Российской империи
- Очерк 2 Российская государственность и русская община
- Очерк 3 Российская империя как этнокультурный феномен
- Психологический очерк народной колонизации
- Очерк 4 Идеология и геополитическое действие (вектор русской культурной экспансии: Балканы - Константинополь - Палестина - Эфиопия)
- Очерк 5 Империя британцев
- Список цитируемой литературы
- 26. Там же. - с. V.
- Очерк 6 Русские в Средней Азии и англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации
- Очерк 7
- «Дружба народов»: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизайии
- Типы национализма
- Проект "дружбы народов": национализм, империализм и интернационализм
- "Дружба народов": замысел и реалии
- "Дружба народов": люди и государство
- "Дружба народов" и "советский человек"
- "Дружба народов" и русские
- Список литературы
- Лурье с.В. Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных систем // Социология и социальная антропология. 2010. № 2.
- Очерк 9 Карабах в Санкт-Петербурге
- Межнациональные отношения в историческом ракурсе
- Международные отношения
- Межнациональные отношения в современном ракурсе
- Список цитируемой литературы