logo
Imperiya_kak_sudba

«Дружба народов»: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизайии

Правка Дружбы народов

Общественные науки и современность 2011 № 4

С.В. Лурье

"Дружба народов" в СССР: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизации?

Почему россияне до сих пор, через двадцать лет после крушения Советского Союза не могут сформировать новые, приемлемые с этической точки зрения модели межэтнических отношений? Я рассмотрю эту проблему с социально-антропологической точки зрения. Она состоит в изучении полиэтнического общества как целого, развивающегося под воздействием как экзогенных, так и эндогенных факторов. С одной стороны, члены общества подвергаются идеологической обработке (толерантность – тоже идеология, связанная с глобализацией), с другой – на диаспоры воздействуют материнские этносы. Но, в конечном счете, общество – это самоорганизующаяся (зачастую спонтанно) структура.

В качестве примера я выбрала феномен "дружбы народов". Именно эта система отношений между национальными группами существовала в крупных городах Советского союза. Она интересна потому, что, с одной стороны, мы уже достаточно отошли от советских времен, чтобы взглянуть на это явление без избытка эмоций, а с другой, вокруг живет множество свидетелей (включая нас самих), хорошо помнящих этуформу общественного устройства. Причем меня будет интересовать не столько официальная идеология "дружбы народов", сколько ее реальное воплощение в практической жизни, явление значительно более глубокое и сложное, чем просто воплощение заданной идеологемы. Я принципиально ограничусь тем, как видели общество "дружбы народов" представителинерусскихдиаспор в русских городах, как они понимали свою роль, как определяли роль русских (что может казаться странным самим русским) и какие выводы это помогает сделать о причинах крушения казавшейся прочной системы межнациональных отношений. Эмпирическое исследование проводилось в Санкт-Петербурге методом глубинного интервью. Интервьюированию было подвергнуто по 15 членов диаспор: армяне, грузины, дагестанцы, литовцы, немцы, татары, украинцы, финны, все респонденты старше 40 лет, помнящие советскую действительность не понаслышке.

Коротко обрисую теоретическую базу исследования. Прежде всего следует разобраться в том, что представляет собой идеологема "дружбы народов", своими корнями восходящая к феномену, который в период Французской революции был назван национальным проектом, а так же понять, почему можно определить идеологему "дружба народов" именно как национальный проект и в аспекте идеологии, и в аспекте социальной практики. Для этого надо прежде всего коснуться проблемы национализма и национальных общностей, равно как того, чем национализм является по отношению к культурной (или этнокультурной) общности.