logo
Imperiya_kak_sudba

"Дружба народов" и "советский человек"

Если "дружба народов" – это сценарий, то есть модель взаимодействия, то "советский человек" – это функция, предикат и смыслопологающая идеологема одновременно. Тот, кто участвует в сценарии "дружба народов" – "советский человек". Это понятие, как и "дружба народов" – внеидеологично. В этом контексте вполне корректны высказывания: "дружелюбный человек – советский человек", "тактичный человек – советский человек", "готовый помочь человек – советский человек", вообще "хороший человек – советский человек". Но "советский человек" не означало – "носитель советской идеологии". "Советский человек — это единый человек" (украинка, 61 год). "Советский человек — это человек гордый за свою страну" (татарка, 40 лет). "В советском человеке заложено все совершенное, и на сегодня нет формации, которая могла бы дать больше, чем понятие советский человек" (дагестанец, 45 лет). Понятие "советский человек" заключало в себе гордость" (грузин, 65 лет). "Советский человек был свободен в выборе. Он мог для себя решить, что ему надо, и сделать это" (дагестанец, 78 лет). Советский человек в подавляющем большинстве интервью не ассоциируется ни с коммунистическим строем, ни с тоталитарным режимом. Напротив, он существуеткак бы вопрекиим.

Таким образом, мы видим перед собой коллективно разыгрываемую жизненную драму, где "советский человек" – роль. Образ "советского человека" ассимилируется сценарием "дружба народов" и придает последнему внутренний смысл, делает всю "игру" не замкнутой в себе, а идеально значимой, разворачивающейся во множестве сценариев. Речь идет о сценариях "Советский человек – впереди планеты всей", "И на Марсе будут яблони цвести", "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Таким образом, "советский человек" – это самостоятельная культурная тема, проистекающая из темы "дружбы народов" и придающая ей идеальное значение. Ради этого идеала – научение сложному искусству компромисса, сублимирования, общения и "хорошести" по отношению к своим, коих миллионы и миллионы.

"Советский человек" – смыслообразующая идеологема. Это действительно "творчество масс", обездоленных, лишенных всякой внутренней и внешней опоры, обкраденных, униженных людей, которые хотели не только выжить, но встать "впереди планеты всей", запустить первый спутник, стать самыми сильными. "Он был доволен куском хлеба, тарелкой супа. И такие люди были везде, по всему Союзу" (дагестанка, 45 лет). "Советский человек" был доволен тарелкой супа, ради того, чтобы летали в космос его ракеты.

У Ф.Достоевского есть мысль, что люди в безбожном обществе будут очень любить друг друга. "Дружба народов" – отголосок такой любви. В известном смысле это суррогат. Но этот суррогат все более и более обретал черты реальной жизни. Столько человечности было в тех отношениях, если они, как светлая сказка, не могут не остаться в памяти. Просто сама эта человечность должна была найти свое место и свой внутренний стержень. Не смогла или не успела.