logo search
ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2

Театр древнего рима

Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в середине VIII века до н.э.

В древнейшие времена важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же касается этрусков, то происхождение их до сих пор считается невыясненным, однако в связи с раскопками в Италии известно, что это был народ, создавший высокую культуру.

До начала VI века до н.э. латиняне, как и другие италийские племена, находились в подчинении у этрусков. Только к концу VI века до н.э. римляне освободились от власти этрусков, и в Риме установилась республика в форме античного полиса (т.е. города-государства). Это было то время, когда происходил переход от общинно-родового строя к рабовладельческому. Такой же путь прошли и греческие города-государства. Затем последовали завоевания римлян в Италии, и вскоре Рим сумел составить большую федерацию из италийских племен. В отличие от Греции, рядовые граждане в Риме – плебеи – не обладали никакими политическими правами.

С конца VI века до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – все это привело к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи.

По своему культурному развитию римляне стояли значительно ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом и греческой мифологией.

В III веке до н.э. римляне хорошо знали всех греческих Богов, которым, однако, они дали римские имена. Греческая мифология и религия, греческое искусство, архитектура, ремесло оказали громадное влияние на культуру латинян.

В области литературы и театрального искусства римляне заимствовали готовые формы у греков. Но римской культуре были присущи и многие оригинальные черты, восходящие к глубокой древности. То, что они заимствовали у греков, подвергалось переработке в соответствии с потребностями и вкусами римского общества.

До III века до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Римляне вели постоянные агрессивные войны, что обусловило их суровость и воинственность.

Всё это, а также общая культурная отсталость Рима по сравнению с Грецией было причиной того, что даже в пору своего наивысшего расцвета театр в Риме не играл той общественной роли, какая принадлежала ему в Греции.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. На них распевали веселые грубоватые песни. Обычно выступали два полухория, которые обменивались между собой насмешками, подчас язвительного содержания. Это так называемые фесценнины.

Другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти зародыши драмы возникли под влиянием этрусков. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танец, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль.

Народных развлекателей называли гистрионами. Это слово этрусского происхождения, следовательно, на формирование римского театра оказали влияние этрусские актеры. (Название гистрион мы еще встретим в средневековом театре).

Еще одним видом ранних драматических представлений также комического характера были в древнем Риме ателланы (по имени города Ателлы в Южной Италии). В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа – Макк, Буккон, Папп и Доссен.

Макк представлял собой дурака, которого все обманывали и били. Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Его изображали лысым, с ослиными ушами, крючковатым носом и в короткой одежде. Буккон был парень с раздутыми щеками и отвислыми губами; он тоже любил хорошо поесть и был болтуном. Папп – это богатый и скупой старик. Доссен – хитрый горбун, невежда и шарлатан, который, однако, своей ученой болтовней умел внушать темным людям к себе уважение. Эти персонажи-маски импровизировали текст, потому что твердого, установленного текста не было.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело не пошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (мимические пляски, сатура, ателлана) были заимствованы римлянами у соседних племен. Это объясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось такой богатой поэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила «почвой и арсеналом» греческого искусства, в том числе и драмы.