logo
ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2

Сценическое искусство Германии

В актерском искусстве Германии можно назвать немало имен выдающихся актеров и театральных деятелей. Немецкий театр во многом обязан Каролине Нейбер, организовавшей в Лейпциге свой театр, положивший начало лейпцигской школе актерской игры. Классицистская закалка помогла актерам в накоплении мастерства. Но очень скоро классицизм перестал их привлекать, и они прошли эволюционный путь в сторону реализма; они приходили к всё большей простоте и естественности. В репертуар всё чаще попадали реалистические пьесы. И публика принимала эти изменения.

Однако новая эпоха в истории немецкого театра наступила с выходом на сцену великого актера и режиссера Фридриха Людвига Шрёдера (1744-1816). В юные годы он приобрел известность как актер пантомимы и как мастер остро гротескного комического танца. Драматические роли его не привлекали, хотя и в них он имел успех. С 1771 г. он оказывается директором Гамбургского театра. Здесь он ставит почти все трагедии Шекспира, но в собственных прозаических переделках, чтобы устранить «излишний» трагизм (он считал Шекспира несценичным), а также сцены с шутами (смешение трагического с комическим казалось недопустимым).

Шрёдер стремился найти в своей игре «гармонию чувства и разума» и умел контролировать свой темперамент. В основе его искусства лежал характерный реализм, как и у Гаррика. Своим искусством он доказал, что немецкий театр ближе к английскому, чем к французскому.

Все свои роли Шредер индивидуализировал, каждый раз показывая человека в неповторимости его чувств и судьбы. Благодаря его искусству сценический реализм в Германии достиг своей высшей точки.