Актерское искусство
На театральных подмостках возрождение классицизма связано с рядом крупнейших актерских имен, из которых должны быть выделены имена А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой. Постоянные партнеры по трагическому спектаклю начала XIX века, они являлись наиболее яркими выразителями неоклассицизма в актерском искусстве. И в то же время они были представителями различных направлений этого творчества.
А.С. Яковлев (1773-1817) – сын костромского купца, получил образование в приходском народном училище. Пристрастился к чтению, самоучкой пополняя знания и развивая свой художественный вкус. Увлекся поэзией, под впечатлением от которой стал писать стихи духовного и лирического содержания. Знакомство с Дмитриевским решило его судьбу. Убедившись в актерской одаренности Яковлева, Дмитриевский стал готовить его к дебюту в театре. Его дебют состоялся в трех ролях – двух трагических (в трагедиях Сумарокова) и одной комической. Успех был неописуемый. Отсутствие систематической актерской подготовки ощущалось на протяжении всей его творческой жизни. Он творил, главным образом, на эмоциональном подъеме, терпя неудачи в тех случаях, когда ослабевало его внутреннее напряжение. Но зато сила его эмоционального подъема была так велика, что он покорял весь зрительный зал. В свои роли он вкладывал свои личные переживания, и это покоряло зал. А.С. Пушкин сравнивал его талант с талантом французского актера Тальма. В трагедиях Озерова он создает героические и в то же время глубоко человечные образы (Тезея, Дмитрия Донского и др.) На закате своей актерской жизни он создает образ Карла Моора в «Разбойниках» Шиллера, который отмечен бунтарским характером предвосхищения романтизма. Смерть не дала по-настоящему развиться романтическому духу его творений.
Е.С. Семенова (1786-1849) была дочерью крепостной крестьянки смоленского помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданова. Помещик Путята прислал Жданову свою крепостную девку «в благодарность» за заботы о его сыне, который учился в кадетском корпусе. Когда у крепостной крестьянки должен был родиться ребенок, Жданов выдал ее замуж за ее же земляка, крестьянина Семена. По имени мужа матери, крепостного Семена, получила отчество и фамилию будущая великая русская актриса Екатерина Семеновна Семенова. Примерно в 1795 г. фактический отец Семеновой отдал ее в театральное училище, где вскоре на нее обратил внимание Дмитриевский, ставший ее первым учителем драматического искусства. Еще воспитанницей Семенова дебютирует на казенной сцене: в 1803 г. – в комедии Вольтера, в 1804 г. – в трагедиях Плавильщикова и Озерова. А с 1805 г. она уже известная актриса и официально начинает службу в театре. В начале своей службы а театре она попадает под начало А.А. Шаховского, выдающегося театрального педагога и режиссера. По мере обретения мастерства она становится самостоятельным творцом, вырастает в первоклассную трагическую актрису. А.С. Пушкин в статье «Мои замечания об русском театре» в 1820 г. высоко оценил самобытный трагический талант этой русской актрисы, которая высоко подняла культуру трагического спектакля на русской сцене. Ее талант он ставит выше таланта французской актрисы Жорж.
В начале 1826 г. Семенова оставила сцену, выйдя замуж за князя Гагарина, оставила в полном расцвете сил и дарования. Она почувствовала, что на смену неоклассицистской трагедии идут новые театральные жанры, которым ее дарование будет чуждо.
Со смертью Яковлева, с уходом Семеновой фактически закончилась целая эпоха русского театра – эпоха классицизма.
Преемником ролей Яковлева стал молодой актер Я.Г. Брянский, но ему было далеко до своего предшественника: ему не хватало внутренних данных, чтобы стать настоящим трагиком. Спустя несколько лет это место занял выдающийся трагик В.А. Каратыгин.
После Е.С. Семеновой место трагической актрисы заняла А.М. Колосова. Но она, по замечанию А.С. Пушкина, подражала Семеновой внешне. Позднее ее дарование раскрылось полнее в высокой комедии и в романтическом репертуаре.
В актерском искусстве следует упомянуть о судьбе нескольких актерских поколений: комедийный репертуар начала XIX века давал возможность развивать реалистические тенденции.
В ролях комических стариков большую известность приобретает Василий Федорович Рыкалов. Он славился исполнением главных ролей в комедиях Мольера «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Лекарь поневоле», «Проделки Скапена». В русской комедии он создал образы Сумбурова в «Модной лавке» Крылова и Транжирина в «Полубарских затеях» Шаховского.
Из комедийных актрис следует упомянуть Христину Федоровну Рахманову, исполнительницу ролей старых барынь и сварливых женщин.
Второе поколение актеров формировалось параллельно с развитием новой комедии, в которой намечались реалистические тенденции. Это – Екатерина Ивановна Ежова, сформировавшаяся на репертуаре Шаховского; Григорий Иванович Жебелев, выступавший в амплуа простаков и вторых комиков. В «Модной лавке» он с успехом играл француза Трише, в «Полубарских затеях» – Кутермина.
Третье поколение – это ученицы Шаховского, среди которых Мария Ивановна Валберхова, Александра Егоровна Асенкова, Александра Михайловна Колосова-Каратыгина. Из актеров следует упомянуть Елисея Петровича Боброва; отличавшийся глубоким внутренним комизмом, он не прибегал к фарсовым приемам (как это делал Рыкалов). Блестящим актером был Василий Иванович Рязанцев, исполнитель роли Фамусова. Его сравнивали со Щепкиным.
И конечно, следует назвать выдающегося актера этого времени Ивана Ивановича Сосницкого (1794-1871). Образование он получил в Петербургском театральном училище; он проявил такие успехи, что на втором году обучения стал выступать на профессиональной сцене. Он славился и как превосходный танцор. К концу пребывания в театральной школе он начал интересоваться постановочной частью и стал готовиться в театральные машинисты. Но на исключительные актерские данные Сосницкого обратил внимание Шаховской и взял его в свою «молодую труппу», где он и сформировался как актер. Он совершенствовался в жанре комедии на репертуаре Шаховского, а также играл и в комедиях Загоскина, Хмельницкого, молодого Грибоедова. Прожив долгую актерскую жизнь, Сосницкий столкнулся и с русской классической комедией. Первоначально не преуспев в «Горе от ума» при исполнении ролей Чацкого, Загорецкого и Фамусова, он создал, однако, замечательный образ Репетилова, надолго сохранив за собой эту роль. В «Ревизоре» он с успехом играл Городничего, положив начало одной из основных традиций исполнения этой роли (бюрократ с хорошими манерами). В «Женитьбе» он блестяще играл Кочкарева, в «Завтраке у предводителя» Тургенева – Балагалаева. Этими образами Сосницкий занял почетное место в истории русского театра.
Как отмечалось выше, русская драматургия начала XIX века и театральный репертуар не были совпадающими понятиями. Репертуар в основном был нацелен на развлечение, на забаву публики. Часть репертуара составляли переводные пьесы – трагедии Шекспира, комедии Мольера, но они занимали небольшое место в репертуаре. Политические, гражданские трагедии, создаваемые под влиянием идей декабристов, как, например, трагедия Кюхельбекера «Аргивяне», на сцену не допускались.
Между тем, в русской драматургии уже были созданы «Недоросль», «Горе от ума», сатирические комедии Крылова, лермонтовский «Маскарад». Появилась блестящая драматургия А.С. Пушкина. Но цензурный запрет был наложен на все передовое, что способно было вызвать живой отклик в сердцах и умах передовой части общества. И театр «питался» развлекательной неглубокой драматургией.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр