Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
Для постановки трагедия была запрещена. Николай I предложил переделать драму «в историческую повесть наподобие Вальтер Скотта».
В 1833 г. В. Каратыгин и Колосова-Каратыгина добивались разрешения на постановку хотя бы сцены у фонтана. Но и это не было разрешено.
Только в1870 г. пьеса увидела свет рампы, но была поставлена с большими изъятиями: из 24 сцен трагедии было поставлено только 16.
Полностью трагедия поставлена только в советское время. Это случилось в Ленинграде в 1934 г. в Александринском театре, который в эти годы был переименован в Академический театр драмы имени Пушкина. Режиссер спектакля Б.М. Сушкевич. Бориса Годунова играл замечательный трагический актер Н.К. Симонов (создавший в кино блестящий образ Петра I), Самозванца – Б.А. Бабочкин (создавший в кино образ Чапаева). Но спектакль не стал серьёзным художественным открытием, потому что центр тяжести сосредоточился не на раскрытии глубокого смысла трагедии, а на внешних постановочных моментах. Используя современную театральную технику, при помощи двух площадок (круга и опоясывающего его кольца) режиссер хотел добиться быстрой смены эпизодов на глазах у зрителей и тем самым достичь непрерывного действия, пульсирующего ритма спектакля. А яркие образы Бориса и Самозванца оказались вне общей концепции спектакля. Театр не разгадал и последнюю ремарку автора – «народ безмолвствует». Впрочем, это почти никому не удавалась.
В 1936 г. над «Борисом Годуновым» работал крупнейший режиссер нашей эпохи Вс.Э. Мейерхольд.
Мейерхольд ставил не историко-бытовую драму, а «трагическую сюиту в 24 частях» и решал каждую сцену как часть сюиты.
Он прекрасно ощущал мелодичность пушкинского стиха и тщательно работал над ним с актерами. Большое значение в спектакле имела музыка, которую писал к спектаклю замечательный композитор С. Прокофьев (он писал музыку к фильмам «Иван Грозный», «Александр Невский», это крупнейший композитор нашего времени). Музыкально же должна быть решена и сцена «народ безмолвствует».
Новизна общего композиционного решения заключалась в том, что режиссер отказался от форм монументального спектакля с толпами бояр, с большими массовыми сценами, с натуралистическими декорациями. Он пытался выразить в спектакле драматургическое новаторство Пушкина: необычайный лаконизм и психологическую напряженность всех 24 картин.
Мейерхольд вчерне отрепетировал весь спектакль, но затем работа остановилась в начале 1937 г., и спектакль так и не был показан зрителям.
У Мейерхольда это была вторая работа над пушкинской трагедией. Первую он осуществил в сезон 1925/1926 г. в Третьей студии Художественного театра (со студийцами).
Наиболее интересной постановкой трагедии «Борис Годунов» последних лет является телевизионный спектакль, поставленный в 1974 г. выдающимся режиссером нашего времени А.В. Эфросом.
Это был спектакль о попрании чести, правды, истины, об отсутствии совести у всех, власть предержащих, о коварстве и лицемерии этой власти и об отсутствии стремления к правде у всех, в том числе и у народа, которому всё равно, кто накинет на него ярмо. Расплатой за всё это и становится воцарение на московском троне нового лгуна и лицемера Лжедмитрия.
Из других постановок можно назвать спектакль, поставленный режиссером Ю. Любимовым в Театре на Таганке. Но в этом спектакле трудно уловить драматургическое новаторство Пушкина, потому что для режиссера было важнее его собственное новаторство, а трагедия Пушкина стала лишь поводом для самовыражения режиссера.
Были и попытки поставить эту народную трагедию как шутовское, скоморошье представление. Поводом для этого, вероятно, послужил подзаголовок трагедии, данный Пушкиным: «Комедия о настоящей беде Московского государства». Но если Пушкин этим подчеркивал народный характер своей трагедии, то режиссер понял почти буквально, и его актеры, превращенные в скоморохов, разыгрывали «комедию о беде». В результате получилась настоящая беда: театр не вскрыл подлинную трагедию, происходящую в результате отсутствия стремления к истине, а лишь позабавил зрителей внешними преображениями актеров в разных персонажей (8 актеров играли всех персонажей трагедии; а Бориса и Самозванца играл один и тот же актер).
Своеобразие пушкинской трагедии, ее новаторство, по-видимому, открывается не всякому режиссеру и его театру. Возможно, наступит время, когда не на телевидении, а на театральной сцене трагедия «Борис Годунов» зазвучит во всю силу своего великолепия.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр