logo
ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2

Организация театрального дела в Испании

В 70-80-х гг. XVI века возникает сеть публичных театров и большое количество театральных трупп. В это период в Испании гастролировала итальянская комедия дель арте. Она оказала заметное влияние на расцвет испанского театра, что выразилось не только в актерском искусстве, но сказалось и на эстетике сценического искусства, и на организации театрального дела.

В 1608 г. появилось специальное «Законоуложение о театрах», в котором говорилось о цензуре, о разрешении или запрещении ставить ту или иную пьесу, о создании новых театров, об их статусе. Королевский Совет назначал Протектора – руководителя всех театров, который и ведал, кроме всех перечисленных дел, еще и финансовыми. В «Законоуложении» обращалось внимание на бытовые вопросы жизни труппы, на этику отношений в труппе. В нем, в частности, говорилось:

Конечно, намерения властей были серьёзны. Но некоторые запреты все-таки нарушались.

Актерских трупп было много; одни из них выступали, где придется, вели бродячий образ жизни; другие – так называемые «королевские» – играли в корралях, в домах знатных вельмож. Таких привилегированных трупп в Испании было 12; они играли ведущую роль в испанском театре «золотого века». В труппе было от 10 до 22 актеров (обычно – половина мужчин, половина женщин). Во главе труппы стоял актер – мастер на все руки: он совмещал в себе актера, режиссера, директора, администратора. Испанский актер должен был уметь делать всё: играть в драмах, комедиях, интермедиях, петь, танцевать. Очень ценилось умение импровизировать. От актера требовалась правдивость игры, он должен был вживаться в роль.

За свой труд актеры получали приличное вознаграждение, так что актеры считались богатыми людьми.

Театр будил в людях героический энтузиазм и патриотизм, которые должны побеждать душевную сумятицу. Театр будил воображение, показывая эпизоды рыцарства, чтобы оно вошло в жизнь; показывал страстную, верную любовь, чтобы и в жизнь вошла такая же любовь. Театр, таким образом, пытался улучшать нравы, отражая и преображая жизнь.

Усилия феодально-католической реакции притушили светочи театра испанского Возрождения. Однако, сохранился репертуар Сервантеса, Лопе де Веги, Тирсо де Молины и лучшие творения Кальдерона. Эти пьесы навеки остались великими живыми памятниками «золотого века» испанского театра.