logo
ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2

Устройство театра и организация театральных зрелищ.

Народ страстно любил зрелища. В мрачной католической стране сцена была единственным местом, где открыто восхвалялись земные радости. Актерские труппы играли в театрах Валенсии, Сарагосы, Саламанки, Кордовы, Толедо, не говоря уже о Мадриде.

В Мадриде театральные зрелища находились в руках двух религиозных братств, получивших монопольное право нанимать гостиничные дворы и сдавать их актерским труппам.

Гостиничный двор (корраль) был удобен для сценических представлений. Это был обширный двор, имевший с четырех сторон двух- или трёхэтажные дома, окна которых служили ложами и галереями. Пристроенные по нижнему цоколю зданий скамьи составляли своеобразный амфитеатр. Перед самой сценой располагались скамейки для знатных лиц, а дальше оставалось большое пространство двора, которое заполняла толпа простолюдинов. Существовали и специальные ложи для женщин. Знатные лица и алькады, наблюдавшие за порядком в зале, располагались по бокам сцены. Здесь же находились и музыканты.

Сценический помост выходил передней частью в зрительный зал. Главным местом действия был этот широкий просцениум, но существовала и задняя стена, отделенная от просцениума занавесом. Те эпизоды, которые игрались здесь, воспринимались как происходящие во внутренних покоях. Имелась еще и малая верхняя сцена в виде балкона; действие, происходящее на ней, воспринималось как действие в башне, на горе или в верхнем окне. Персонажи сами объявляли своими репликами, куда они переходят, а зрители уже в своем воображении видели новое место действия.

Декорацию составлял рисованный задник, изображавший улицу, лес или комнату; на сцене устанавливались детали меблировки или одинокое дерево. По этим признакам зрители понимали, что действие происходит в закрытом помещении или на лоне природы. Сценическая техника оставалась пока еще примитивной. Самой большой хитростью были люки и машины для летания и изображения облаков. Но публику эта бедность не смущала. Она попадала в стремительный вихрь событий и верила всему, что происходило на сцене. Увлекшись игрой актеров, зрители не ощущали грани между актером и сыгранным им героем, поэтому случалось, что актеру, игравшему предателя, не продавали в лавках, если он что-то хотел купить, от него отворачивались. А если он играл благородных героев, ему давали взаймы, приглашали в гости и даже знатные господа заискивали перед ним.

Любовь испанцев к своему театру была неодолимой: мастеровые, торговцы бросали свои дела, чтобы «поглядеть комедию». А спектакли шли почти ежедневно и начинались рано: зимой в 2 часа дня, весной – в 3, летом – в 4 часа дня, потому что театр был под открытым небом. Гостиничные дворы всегда были полны зрителей. Сыграть вяло или фальшиво перед такими зрителями было просто невозможно. От публики часто зависела судьба не только артиста, но и драматурга. Сохранился такой анекдот. Некий молодой драматург написал пьесу и очень боялся, чтобы ее не провалили постоянные посетители театра. Поэтому он решил пойти к мадридскому сапожнику, который был как бы лидером постоянных зрителей, чтобы заручиться его поддержкой. Вместе с пьесой он передал сапожнику мешочек с золотыми монетами. Когда он через несколько дней пришел за ответом, сапожник сказал ему, что, к сожалению, он не может одобрить его пьесы, и возвратил ему вместе с рукописью деньги, и пьеса была провалена.

Ход спектакля обычно бывал таким: актер и актриса выходили на сцену с гитарой и пели популярные песни. После этого появлялся хозяин труппы или первый актер и произносил лоа (хвалу) – пролог, в котором расхваливалась пьеса, ее автор, публика (присутствующие на спектакле городские власти, местные дамы), а в конце он просил зрителей быть снисходительными и благосклонными и одобрить искусство драматурга и актеров. После этого начинался спектакль.

После обязательной любовной завязки с переодеваниями, путаницами начинается интермедия с комическими персонажами фарсового характера. Далее продолжается спектакль по сюжету. Интрига стремительно запутывает все взаимоотношения, невозможно предугадать развязки. Снова следует фарсовая интермедия с плясками и куплетами. Затем снова продолжается основное действие по сюжету в стремительном темпе, и наступает финал: все узлы распутаны, все влюбленные пары бросаются в объятия друг другу, и все завершается свадьбой с песнями и плясками – идет общий танец с куплетами и шутками.