1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
История оставила потомкам имена и творения выдающихся деятелей искусства и науки, которые благодаря своим знаниям, труду и таланту являлись локомотивом в развитии общества.
Пример 1. Многогранная личность итальянца Леонардо да Винчи(1452-1519) – основоположника художественной культуры Высокого Возрождения – вот уже пять столетий восхищает человечество. Он был необыкновенным человеком, который всё знал и всё умел. Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, учёным…
Его гениальные догадки как учёного, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он был великий экспериментатор, его больше интересовала идея, чем её осуществление. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека.
Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю и внешнюю симметрию (гармонию души и тела). Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени.
Главной темой искусства во все времена был человек. Портреты кисти Леонардо да Винчи – это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет -
«Джоконда», или «Мона Лиза». Приставка «мона» - ни что иное, как «мадонна» (в сокращённом варианте), что в переводе с итальянского означает «дама, госпожа» (Диск 2, тетр.2 с.31, альб. с.35).
В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира. На губах «Мона Лизы» застыла едва уловимая улыбка, которая придаёт лицу особое выражение. Смотрящая с портрета женщина о чём-то думает или вспоминает, всё в ней просто, естественно и одновременно загадочно.
Леонардо создал живое одухотворённое лицо живого человека. Как бы не зритель смотрит на неё, а она сама наблюдает за ним глубоким, осмысленным взглядом.
Находясь с картиной в одном помещении, создаётся впечатление, что этот взгляд, кажется всегда направлен на зрителя не зависимо от того, куда он перемещается.
Это даже не картина – это присутствие.
Многие художники в своих картинах изображали деятелей науки, в момент их научного размышления или открытия; атрибуты науки.
Например:
Художник Д. Фетти – портрет «Архимед» (Уч. с.19).
Художник Ж.- Б. Шарден – Натюрморт с атрибутами науки (Уч. с.18)
Пример 2. Одним из древнегреческих учёных, изучавших взаимосвязь музыки и математики, был знаменитый Пифагор. Он считал, что музыка и Вселенная подчинены одинаковым математическим закономерностям. Несмотря на ошибочность этого утверждения, некоторые из сделанных ими открытий легли в основу теории европейской музыки.
Пример 3. Александр Порфирьевич Бородин () – был выдающимся композитором и не менее замечательным учёным.
Профессор химии, преподаватель Медико-хирургической академии, общественный деятель, Бородин – автор незабываемых шедевров: оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии.
Крупный учёный, Бородин и в творчестве сохранял научный подход. Стремясь к точности и правдивости музыкальных характеристик своих героев, композитор специально изучал их народные песни и обычаи. Столь же обстоятельно Бородин исследовал и все исторические материалы, положенные в основу драматургии оперы.
Таким образом, открытия сделанные выдающимися мастерами до сих пор находят приложение и применение в наше время.
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).