logo
MKhK

1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Пейзаж (франц. – вид, изображение какой-либо местности) – это жанр, посвящённый изображению природы.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звёзд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают своё видение мира.

Благодаря произведениям искусства – литературным, музыкальным, живописным – природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, трогательной … Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично.

Всё в тающей дымке

Всё в тающей дымке: Наполнилось сердце.

Холмы, перелески. Здесь мало услышать,

Здесь краски не ярки Здесь вслушаться нужно,

И звуки не резки. Чтоб в душу созвучья

Здесь медленны реки, Нахлынули дружно.

Туманны озёра, Чтоб вдруг отразили

И всё ускользает Прозрачные воды

От беглого взора. Всю прелесть застенчивой

Здесь мало увидеть, Русской природы.

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью Н. Рыленков

Музыкально-поэтичны картины художника И.И. Левитана

(1860-1900).

Например:

Само название говорит о музыкальности картины. Вспоминается русская народная песня с таким же названием «Вечерний звон», где есть строчки «вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он». Настроение и содержание картины совпадает с настроением и содержанием песни.

В картине, в лучах предзакатного солнца на фоне золотистого бледно-лилового неба изображён православный монастырь. Призрачно отражаются в воде его белокаменные стены. Плавный изгиб реки огибает обитель, уходя вдаль, и кажется, будто над водой летит малиновый перезвон колоколов. На переднем плане к воде спускается несколько заросшая тропинка, но к обители деревянный мост не ведёт. У берега стоят тёмные рыбацкие лодки, в одной из которых сидит человек и о чём-то думает. В тоже время мимо монастыря проплывает полная праздного народа лодка.

Музыкально-поэтичны и картины художника А.К. Саврасова (1830-1897).

Например:

В этой работе художник проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива.

Благодаря этой картине русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Один из крупнейших русских пейзажистов 19 века был И.И. Шишкин (1832-1898).

Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.

Например.

Композицию заполняет золотая спелая рожь. От легчайшего колыхания колосков поле заполняет ровный шум, похожий на едва слышную вдали песню. Мы видим дорогу: чистую и светлую, она словно манит за собой. Эта картина говорит о довольстве человека своей жизнью.

В русских пейзажах образы природы передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают глубже понять поэтическое содержание зарисовок природы.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И. Бунин

2.Композиция – средство художественной выразительности

(Уч. с.108-111).