logo
MKhK

Билет № 16

1.Символы в жизни и искусстве.

Центральными символами-образами в жизни и искусстве являются – солнце, дерево, дорога.

Люди верили, что они наделены священными силами, поэтому почитали их.

Солнце даёт свет и тепло и является символом жизни.

Дерево растёт, а теряя листву, обретает её вновь. В соответствии с древними религиозными верованиями дерево – символ Вселенной. Дорога – это символ жизненного пути, по которому должен пройти каждый человек.

Все три образа-символа получили широкое распространение в искусстве. Например: писатель А.Н. Островский написал литературное произведение «Весенняя сказка», а композитор Н.А. Римский-Корсаков на этот сюжет сочинил оперу «Снегурочка». В этих произведениях центральное место занимает образ Ярило солнце, которое своим появлением утверждает мысль о неотвратимости такого явления, как смена времён года, наступление Весны, затем Лета и т. д., что всё вокруг подвластно законам природы.

Образ дерева всегда был и остаётся любимой темой в искусстве. Например: русская народная песня «Во поле берёза стояла» или стихотворение С.С. Есенина «Белая берёза» раскрывает нам красоту этого дерева, которую издавна сравнивали и с красотой девушки. Белая берёза И стоит берёза

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом, И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

Русская народная песня «Тонкая рябина» через судьбу этого дерева, рассказывает о нелёгкой судьбе девушки. Непревзойдённым мастером живописи, воспевающим красоту русской природы, и в частности дерева, был и остаётся И.И. Шишкин. Картины «Дубы» (1865) (альб. с.10), «Среди долины ровныя» (1883) (альб. с.23) и русская народная песня с таким же названием «Среди долины ровныя» показывают зрителю величие духа и богатырскую силу русского человека «среди долины ровныя на гладкой стороне, стоит, стоит высокий дуб в могучей красоте…» Картина «На севере диком» (1890) (альб. с.41) и песня с таким же названием «На севере диком» раскрывает тему одиночества и тоски.

Образ дороги также получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. В народных песнях также раскрывается образ дороги, например: «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах ты, поле моё» и др. дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Ямщицкие, бурлацкие песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Ямщик, не гони лошадей» и др. ассоциируются со свободой, волей.

В творчестве русских и советских композиторов есть произведения и песни, раскрывающие образ дороги и разнообразные чувства, вызванные ездой, например: «Попутная песня» М.И. Глинки, «На тройке» П.И. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г.В. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»).

Дорожной тематике посвящено немало романсов и песен, многие из которых стали народными: «Мой костёр», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников ХХ в. Символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны в 1946 г. Ан. Новиковым на сл. Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней отражена мысль о переживаниях, потерях и лишениях на трудном пути, который прошёл солдат в военную пору. Эта песня была любимой песней маршала Г.В. Жукова.

Во второй половине ХХ в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов и пр. Например: песня Александры Пахмутовой «Геологи».

Дорожная тематика нашла своё отражение и в творчестве художников. Картина И. Левитана «Владимирка» (1892) (альб. с.26-27) раскрывает исконно русскую тему бесконечной и безрадостной дороги, символа страдания и слёз. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. На перепутье виден силуэт одинокого странника.

Картина И. Шишкина «Рожь» (1878) (альб. с.20-21). Здесь дорога чиста и светла, она словно манит за собой в «голубые дали», где ждёт человека счастье и радость. Жизнеутверждающий мотив картины говорит о довольстве человека своей жизнью.

2.Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества (Уч. с.152-155)