Билет № 16
1.Символы в жизни и искусстве.
Центральными символами-образами в жизни и искусстве являются – солнце, дерево, дорога.
Люди верили, что они наделены священными силами, поэтому почитали их.
Солнце даёт свет и тепло и является символом жизни.
Дерево растёт, а теряя листву, обретает её вновь. В соответствии с древними религиозными верованиями дерево – символ Вселенной. Дорога – это символ жизненного пути, по которому должен пройти каждый человек.
Все три образа-символа получили широкое распространение в искусстве. Например: писатель А.Н. Островский написал литературное произведение «Весенняя сказка», а композитор Н.А. Римский-Корсаков на этот сюжет сочинил оперу «Снегурочка». В этих произведениях центральное место занимает образ Ярило солнце, которое своим появлением утверждает мысль о неотвратимости такого явления, как смена времён года, наступление Весны, затем Лета и т. д., что всё вокруг подвластно законам природы.
Образ дерева всегда был и остаётся любимой темой в искусстве. Например: русская народная песня «Во поле берёза стояла» или стихотворение С.С. Есенина «Белая берёза» раскрывает нам красоту этого дерева, которую издавна сравнивали и с красотой девушки. Белая берёза И стоит берёза
Под моим окном В сонной тишине,
Принакрылась снегом, И горят снежинки
Точно серебром. В золотом огне.
На пушистых ветках А заря, лениво
Снежною каймой Обходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.
Русская народная песня «Тонкая рябина» через судьбу этого дерева, рассказывает о нелёгкой судьбе девушки. Непревзойдённым мастером живописи, воспевающим красоту русской природы, и в частности дерева, был и остаётся И.И. Шишкин. Картины «Дубы» (1865) (альб. с.10), «Среди долины ровныя» (1883) (альб. с.23) и русская народная песня с таким же названием «Среди долины ровныя» показывают зрителю величие духа и богатырскую силу русского человека «среди долины ровныя на гладкой стороне, стоит, стоит высокий дуб в могучей красоте…» Картина «На севере диком» (1890) (альб. с.41) и песня с таким же названием «На севере диком» раскрывает тему одиночества и тоски.
Образ дороги также получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. В народных песнях также раскрывается образ дороги, например: «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах ты, поле моё» и др. дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Ямщицкие, бурлацкие песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Ямщик, не гони лошадей» и др. ассоциируются со свободой, волей.
В творчестве русских и советских композиторов есть произведения и песни, раскрывающие образ дороги и разнообразные чувства, вызванные ездой, например: «Попутная песня» М.И. Глинки, «На тройке» П.И. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г.В. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»).
Дорожной тематике посвящено немало романсов и песен, многие из которых стали народными: «Мой костёр», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.
Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников ХХ в. Символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны в 1946 г. Ан. Новиковым на сл. Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней отражена мысль о переживаниях, потерях и лишениях на трудном пути, который прошёл солдат в военную пору. Эта песня была любимой песней маршала Г.В. Жукова.
Во второй половине ХХ в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов и пр. Например: песня Александры Пахмутовой «Геологи».
Дорожная тематика нашла своё отражение и в творчестве художников. Картина И. Левитана «Владимирка» (1892) (альб. с.26-27) раскрывает исконно русскую тему бесконечной и безрадостной дороги, символа страдания и слёз. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. На перепутье виден силуэт одинокого странника.
Картина И. Шишкина «Рожь» (1878) (альб. с.20-21). Здесь дорога чиста и светла, она словно манит за собой в «голубые дали», где ждёт человека счастье и радость. Жизнеутверждающий мотив картины говорит о довольстве человека своей жизнью.
2.Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества (Уч. с.152-155)
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).