logo
MKhK

Билет № 20

1.Красота и польза. Соотношение их в искусстве.

Говоря о соотношении красоты и пользы в искусстве можно сказать о том, что красота всегда приносит человеку пользу, поскольку красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры.

Искусство присутствует в нашей жизни в виде, например: оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, окружающей среды и т.д. Обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение даёт гармонию красоты и пользы.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.

Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что способствовало выживанию и победе. Античный философ Сократ (V в. до н.э.) считал красивым то, что соответствует своему назначению. На основании этого утверждения он, не отличаясь привлекательной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказывал, что необычайно красив. «Большие уши лучше улавливают звук, - говорил он, - поэтому они красивы».

И в последующие эпохи люди по-разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники ХVII в. восхищались великолепием большого количества фруктов, овощей, даров моря, например, Франс Снейдерс (1579-1657) (Уч. с.91 + Диск 2 с.61):

«Натюрморт с корзиной фруктов и дичью»,

«Натюрморт с овощами», «Цветы, фрукты и овощи».

А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту, например, Ян Вермер Делфтский (1632-1675). Его жанровые сцены немноголюдны. Как правило, это одна-две фигуры. В основном его герои читают, пишут, занимаются музыкой или какой-нибудь домашней работой. Их позы и движения спокойны и естественны:

«Дама за клавесином», «Кружевница», «Девушка в голубом, читающая письмо» (Диск 2 с.64 + Уч.с.93).

В эпоху барокко (ХVI-ХVIII века) искусство отражало напряжённую, эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. В это время искусство воспевало мощь и красоту человека. Например:

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) «Святой Георгий. Битва с драконом» (альб. с.4), «Охота на тигров и львов», «Охота на крокодила и гиппопотама» (альб. с.36-37). Знаменитые сцены охоты, которые далеки от представления о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают человека к раздумью, переживанию и состраданию.