2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, именно в этом и состоит главная сила искусства.
Например:
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1478-1528) создал серию гравюр под названием «Апокалипсис» (греч. apokalypsis – откровение – это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).
По средневековым представлениям, мир, сотворённый за 7 дней, должен был существовать 7 тысяч лет. Поэтому ХV в., по христианской традиции конец седьмого тысячелетия от сотворения мира, связывали с концом света и надеждой на благое обновление Вселенной.
Свои гравюры он делал на дереве, т.е. на деревянных досках он вырезал картины.
Ксилография – гравюра, сделанная на дереве. Более сложные гравюры выполнялись из меди.
Самой значительной из серии его 15-ти гравюр является гравюра «Четыре всадника»: Всадники – это Смерть, Суд, Война и Мор.
Они яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простых людей.
Эти тревожные ожидания через некоторое время потрясли Германию.
Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты испанского живописца и графика Франсиско Гойя (1746-1828).
В знаменитой серии офортов под названием «Капричос» («прихоть», «игра фантазии») перед зрителем предстаёт кошмарный мир чудовищ и уродов.
Здесь и ухмыляющиеся ослы, оседлавшие людей, и сухое дерево в монашеской рясе, повергающее ниц суеверных людей.
Офорты Гойи раскрывают тему борьбы Добра со Злом, причём Зло торжествует.
Человеческие пороки и духовное уродство плодят нечисть. Тёмной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, кривляются на шабаше (офорт под названием «Когда рассветёт, мы уйдём»). Однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людьми.
В офорте под названием «Какой Златоуст!» Гойя изобразил самого себя окружённым слетающимися совами, летучими мышами и прочими тварями. В этом офорте он написал слова «Сон разума рождает чудовищ».
Офорт «Печальное предчувствие того, что должно произойти» изображает человека в разорванной одежде, бессильно раскинувшег руки в стороны. Его глаза полные слёз и отчаяния, подняты к небу. За спиной измождённого борьбой мужчины – хаос разрушений, потери и пережитый ад войны. Гойя подчёркивает, что жертвами войны становятся не только солдаты, но и беззащитное мирное население: женщины, старики, дети.
В музыкальном искусстве примером предвидения может служить пьеса для оркестра под названием «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954).
Она создана вначале ХХ в. – во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).
Эта пьеса своего рода размышление о месте и роли человека во Вселенной.
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).