logo
MKhK

2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, именно в этом и состоит главная сила искусства.

Например:

По средневековым представлениям, мир, сотворённый за 7 дней, должен был существовать 7 тысяч лет. Поэтому ХV в., по христианской традиции конец седьмого тысячелетия от сотворения мира, связывали с концом света и надеждой на благое обновление Вселенной.

Свои гравюры он делал на дереве, т.е. на деревянных досках он вырезал картины.

Ксилографиягравюра, сделанная на дереве. Более сложные гравюры выполнялись из меди.

Самой значительной из серии его 15-ти гравюр является гравюра «Четыре всадника»: Всадники – это Смерть, Суд, Война и Мор.

Они яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простых людей.

Эти тревожные ожидания через некоторое время потрясли Германию.

В знаменитой серии офортов под названием «Капричос» («прихоть», «игра фантазии») перед зрителем предстаёт кошмарный мир чудовищ и уродов.

Здесь и ухмыляющиеся ослы, оседлавшие людей, и сухое дерево в монашеской рясе, повергающее ниц суеверных людей.

Офорты Гойи раскрывают тему борьбы Добра со Злом, причём Зло торжествует.

Человеческие пороки и духовное уродство плодят нечисть. Тёмной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, кривляются на шабаше (офорт под названием «Когда рассветёт, мы уйдём»). Однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людьми.

В офорте под названием «Какой Златоуст!» Гойя изобразил самого себя окружённым слетающимися совами, летучими мышами и прочими тварями. В этом офорте он написал слова «Сон разума рождает чудовищ».

Офорт «Печальное предчувствие того, что должно произойти» изображает человека в разорванной одежде, бессильно раскинувшег руки в стороны. Его глаза полные слёз и отчаяния, подняты к небу. За спиной измождённого борьбой мужчины – хаос разрушений, потери и пережитый ад войны. Гойя подчёркивает, что жертвами войны становятся не только солдаты, но и беззащитное мирное население: женщины, старики, дети.

Она создана вначале ХХ в. – во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса своего рода размышление о месте и роли человека во Вселенной.