Тема 6. Эстетика Нового времени
I. Эстетико-философское осмысление эпохи Нового времени.
II. Эстетические принципы барокко и классицизма.
III. Эстетика Просвещения в художественном творчестве.
Основные понятия: стиль, барокко, классицизм, художественный вкус, предрассудки, воображение, величие, страх, восторг, скульптура, живопись, поэзия, правда, правдоподобие, высший идеал.
I. С точки зрения эстетики, чрезвычайно важное значение имеет то обстоятельство, что в XVII в. последовательное развитие мировых художественных стилей сменилось их параллельным развитием, взаимодополняющим сосуществованием.
Искусство Нового времени отличается богатством художественных накоплений, традиций. Оно настолько утвердилось как достаточно самостоятельная сфера деятельности, что уже впрямую не связано ни с культовыми, ни с политическими целями: акцент был перенесен на этико-эстетическую проблематику. Человек, его возможности, предназначение, приобретенные и врожденные качества находятся в центре внимания философов XVII – XVIII вв. Зондирование человеческих возможностей просходит максимально интенсивно.
Поиски искусства XVII – XVIII столетий отличаются заинтересованным вниманием к человеку, усилием измерить его возможности, проникая в психологию, в анализ его внутренней, субъективной жизни. Эта доминанта пронизывает все итальянское искусство XVI – XVII вв.
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVI – XVII ВВ.
БОЛОНСКИЙ АКАДЕМИЗМ КАРАВАДЖИЗМ Основные особенности: преобразование и облагораживание природы в соответствии с классическими нормами, что выразилось в создании так называемого «героического» (идеализированного) пейзажа; поиски «идеальной красоты»; «сознательный эклектизм». Караваджизм – художественная система, характерная для начального периода реализма XVII в., основанная на монументализации обыденного мира с помощью светотеневых контрастов, созданная итальянским живописцем Караваджо и его последователями – караваджистами. Караваджо внес в европейскую живопись, «плейбейский» натурализм, демократизм, повышенное эмоциональное напряжение. Живопись художника отличают лаконизм и фрагментарность композиции, святотеневая (а не цветовая) лепка объемов, крупные планы.
Аннибале Карраччи (1560 – 1609)
Создание первой художественной академии; плафон палаццо Фарнезе
Схема 6.1. Возникновение новых художественных направлений
ХУДОЖНИКИ – КАРАВАДЖИСТЫ
«Мученическая смерть апостола Петра» «Вакх», «Успение», «Видение Савла»
«Камеристка» «Возвращение жнецов»
«Скорбящая св. Магдалина» «Отречение апостола Павла»
«Ночной дозор», «Даная», «Св. семейство»
Схема 6.2. Каоаваджизм в европейской живописи
Начиная с XVII века европейская философия исследует разумную природу человека, его способность мыслить. Поэтому и философия искусства, эстетика обрела рационалистическую окраску.
II. В XVII веке почти одновременно возникли большие мировые стили, имеющие наднациональный характер, охватывающие разные виды искусств, – барокко и классицизм.
Барокко означает – «странный», «вычурный». Главный принцип – удивлять. Для этого используются порыв, многозначность и драматизм, дисгармония, фантастичность, гротеск. Этот стиль проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, религиозном и прикладном искусстве. Для барочной архитектуры, живописи, музыки, драматического искусства характерны импульсивность, динамика, чрезмерность.
Представители: Ф. Борромини, Дж. Бернини, П. Рубенс, Корреджо
Схема 6.2. Стиль барокко
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения