logo
Эстетика-УМК- 7

Тема 11. Русская эстетическая мысль

  1. Эстетические представления Древней Руси и России до XVIII века

  2. Эстетическая проблематика в русской философии XIX – начала XX века

  3. Развитие русской эстетики во второй половине XX века

Основные понятия: икона, осифляне, нестяжатели, классицизм, сентиментализм, красота, изящное, Серебряный век, символизм, символ, неоплатоники, теургия, всеединство, социалистический реализм.

I.

В истории древнерусской эстетики выделяют три основных периода: 1) XI – первая половина XIV в. – домонгольский период и время татаро-монгольского нашествия; 2) конец XIV – XV в. – период консолидации национальных сил; 3) конец XV – XVI  в. – период единого русского национального государства.

Особое внимание к чувственному восприятию духовной красоты

Наделение прекрасного осязаемой предметностью

Осмысление красоты как выражения истинности

Высокая эмоциональность

Схема 11.1. Особенности древнерусской эстетики

Древнерусская эстетика пронизана поиском духовного и идеального, а значит, она, прежде всего, – эстетика словесного и музыкального образа, затем – эстетика иконописного образа, и уже в последнюю очередь – эстетика архитектуры. Формы эстетической мысли – летописи, поучения, проповеди. Классическая форма русского средневекового искусства – икона. Иконы, объединенные в иконостас, – выражение многоплановой эстетической концепции. Центральные эстетические понятия – гармония, единство доброго и прекрасного, одухотворенность, поэтическая просветленность. Представления о красоте носят синтетический характер, объединяя собственно эстетическое с полезным и нравственно-духовным. Мировоззрения древних русичей отражалось также в юморе, иронии, сатире – в литературных и фольклорных текстах, в юродстве.