logo
Эстетика-УМК- 7

Спектакль

Правило трех единств

Единство места

действия

Единство действия

сюжета

Единство времени действия

Схема 6.5. Классицизм в театре

К XVIII в. импульсивное и мистическое мироощущение, сильное в начале Нового времени, постепенно гаснет, и XVIII столетие в большей мере проходит под знаком классицизма, нежели барокко. Нарастают рационалистические тенденции, регламентирующие творчество художника-классициста: правильный выбор темы; правильное отношение к природе; правильный выбор моральной цели. Удовольствие от искусства должно приносить пользу.

III. В эстетику Просвещения большой вклад внесли Д. Дидро, И. Винкельман и Г. Лессинг. В работе «Лаокоон» Лессинг отстаивает мысль о необходимости расширения искусством своих границ. Эстетический идеал, по его мнению, связан не просто с положительным совершенством, а с борьбой, сопротивлением, проявлением незаурядной воли. Теоретики Просвещения развенчивали каноны классицизма, противопоставляли им принципы реализма.

Проблематика эстетических теорий традиционна: искусство и окружающий мир, искусство и воспитание человека.

Во второй половине XVIII в. немецкий философ Александр Баумгартен впервые вводит термин «эстетика». Баумгартен утверждал, что эстетика как младшая сестра логики составляет неотъемлемую часть философии. В орбиту эстетики включаются красота «вещей и мыслей», безобразное, возвышенное, искусство, эстетическое достоинство как единство этического и эстетического. Эстетическая проблематика постепенно начинает перемещаться с периферии в центр философских систем. Стала интенсивно разрабатываться теория вкуса. По-новому был поставлен вопрос о значении воображения и фантастических образов. Итальянец Дж. Вико показал, что «фантазия не является вспомогательной частью какой бы то ни было способности человека, а существует сама по себе». В Испании Б. Грасиан написал трактат по теории остроумия. В Англии и во Франции широко распространилась художественная критика произведений искусства, и не случайно в Англии та область знания, которую А. Баумгартен назвал «эстетикой», именовалась «критикой».

Основной тезис. В эстетической проблематике Нового времени началось перемещение внимания теоретиков искусства с фигуры художника на фигуру реципиента – читателя, зрителя, слушателя: судьба произведения искусства во многом зависит от того, кто и как его воспринимает. Обсуждение вопросов художественной теории опиралось на традиционные категории эстетики, сложившиеся ранее (мимезис, катарсис, мера, гармония, симметрия, композиция и другие). Исключение составила категория художественного вкуса, показавшая, что в любой процесс восприятия «встроен» субъективный компонент.