logo
Эстетика-УМК- 7

Классификация искусств по социальному признаку

Схема 14.3. Классификация искусств по социальному признаку

Искусствознание – совокупность наук о всех видах художественного творчества, их месте в общей сфере человеческой культуры

– История искусства

– Теория искусства

– Художественная критика

– Социология искусства

– Психология искусства

– Музееведение

– Экология искусства

Схема 14.4. Структура искусствознания

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Основной тезис. Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, компьютерная анимация. Разделение искусства на виды обусловлено, во-первых, его эстетическими функциями, во-вторых, – духовным богатством и многообразием действительности, в-третьих, – богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства. Художественное развитие человечества – это два встречных процесса: 1) от синкретизма первобытного и церковного искусства к образованию самостоятельных видов искусства; 2) от отдельных искусств – к их синтезу. Соотношение между искусствами, их внутреннее сходство и иерархия исторически изменчивы и подвижны. Взаимодействие видов искусства ускоряет развитие художественной культуры, позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и многоликости. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами.