logo
Эстетика-УМК- 7

Франция

Г. Флобер

Т. Готье

С. Малларме

Ш. Бодлер

Схема 8.4. Сторонники «искусства для искусства»

Важные качества эстетики романтизма – невыразимость и склонность к иносказаниям. Утверждая ценность внутренней жизни, романтики обращаются к разработке понятия «ирония». Иро­ния играет незаменимую роль для самовозвышения художника. Человек, наделенный ироническим мироощущением, выглядит как в высшей степе­ни свободный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Крайние формы проявления романтической иронии – дерзость и цинизм. Зачастую ирония приобретает саркастическую окраску или же трансформируется в самоиронию, которая помогает художнику и его героям сохранить самообладание перед лицом крайних противоречий мира.

III. Выражение внутреннего мира художника как единственно истинного и противоположного сомнительной действительности – основное содержание романтической поэзии. Истинность внутреннего мира заключалась в его сопричастности божественному истоку вдохновения. Внешний мир как бы бледнел перед внут­ренним миром поэтического гения. Именно в этом заключалась, по мнению романтиков, исключительная роль поэзии. Романтики полагали, что способ­ность быть поэтом заложена в каждом человеке. Эта способность проявляет­ся в мечтах и фантазиях человека, в игре его воображения. Но наиболее ин­тенсивно она заявляет о себе в поэтах. Поэтому поэты являются выдающими­ся представителями человечества. Поэты – это пророки.

Романтическая поэзия объединяет все виды поэзии, приводит поэзию в соприкосновение с философией. Наиболее популярным становится жанр романа. Поэтическое – повсюду во вселенной. Вселен­ная живет бессознательной творческой поэтической жизнью. Поэзия объеди­няет не только человека и природу, но в своем идеале должна объединять и всех людей в единое целое.

Многие свои образы и идеи романтики почерпнули из народного творчества – так называемой «естественной поэзии», среди жанров которой – эпос, сказания, сказки, народные песни.

Музыка – не менее продуктивная почва для романтического мировосприятия. Именно неприятие прозаической действительности во многом объясняет то особенное значение, которое романтики придавали музыке – искусству, которое легче других пробуждает чувства и воображение. Творчество музыкантов-романтиков охватывает все XIX и начало ХХ столетия.

Р

О

М

АН

ТИЗМ

Итальянская опера

Французская опера

Австрийская оперетта

Венгерская оперетта

Д. Россини (1792 – 1868)

“Севильский ццирюльник”

“Итальянка в Алжире”

“Вильгельм Телль”

Ш. Гуно (1818 –1893)

“Фауст”

“Сафо”

Ф. Зуппе (1819 – 1895)

“Прекрасная Галатея”

“Веселые студенты”

Ф. Легар (1870 – 1948)

«Веселая вдова»

«Граф Люксембург»

В. Беллини (1801 – 1835)

“Норма”

“Пуритане”

Л. Делиб (1835 –1891)

“Лакме”

“Жан де Нивель”

И. Штраус (1825 – 1899)

“Летучая мышь”

“Цыганский барон”

И. Кальман

(1882 – 1953)

“Баядера”

“Фиалка Монмартра”

Д. Верди (1813 – 1901)

“Риголетто”

Травиатта”

“Трубадур”

“Аида”

Ж. Бизе (1838 –1875)

“Искатели жемчуга”

“Кармен”

О. Штраус (1870 – 1954)

“Грезы вальса”

“Чары любви”

Схема 8.6. Романтизм в музыке

Основной тезис. Эстетика романтизма есть прежде всего эстетика человеческой свободы. Наиболее значительные события происходят не вне, а внутри самой личности. Достоинство человека состоит в возможности свободного осуществления себя, чему как нельзя более содействует сфера искусства. Находиться под властью искусства – значит освободиться от власти действительности, именно в таком состоянии и можно принадлежать самому себе. Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде узких течений и направлений. В романтизме не был полностью переосмыслен прежний язык художественных форм: в известной мере, сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизмененные и по-своему переосмысленные в разных странах. При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.