1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Пейзаж (франц. – вид, изображение какой-либо местности) – это жанр, посвящённый изображению природы.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звёзд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают своё видение мира.
Благодаря произведениям искусства – литературным, музыкальным, живописным – природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, трогательной … Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично.
Всё в тающей дымке
Всё в тающей дымке: Наполнилось сердце.
Холмы, перелески. Здесь мало услышать,
Здесь краски не ярки Здесь вслушаться нужно,
И звуки не резки. Чтоб в душу созвучья
Здесь медленны реки, Нахлынули дружно.
Туманны озёра, Чтоб вдруг отразили
И всё ускользает Прозрачные воды
От беглого взора. Всю прелесть застенчивой
Здесь мало увидеть, Русской природы.
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью Н. Рыленков
Музыкально-поэтичны картины художника И.И. Левитана
(1860-1900).
Например:
«Вечерний звон» 1892г. (альб. с.24-25).
Само название говорит о музыкальности картины. Вспоминается русская народная песня с таким же названием «Вечерний звон», где есть строчки «вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он». Настроение и содержание картины совпадает с настроением и содержанием песни.
В картине, в лучах предзакатного солнца на фоне золотистого бледно-лилового неба изображён православный монастырь. Призрачно отражаются в воде его белокаменные стены. Плавный изгиб реки огибает обитель, уходя вдаль, и кажется, будто над водой летит малиновый перезвон колоколов. На переднем плане к воде спускается несколько заросшая тропинка, но к обители деревянный мост не ведёт. У берега стоят тёмные рыбацкие лодки, в одной из которых сидит человек и о чём-то думает. В тоже время мимо монастыря проплывает полная праздного народа лодка.
Музыкально-поэтичны и картины художника А.К. Саврасова (1830-1897).
Например:
«Грачи прилетели» 1871г. (альб. обложка, диск2 с.112) картина наполнена высокой поэзией и лиризмом. На переднем плане изображена группа кривых берёз, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои гнёзда. За ними среди серых бревенчатых домов возвышается шатровая колокольня сельской церкви, а вдали талым снегом синеют обширные поля. На чуть потемневшем, но всё ещё белом снегу лежат лёгкие тени берёз.
В этой работе художник проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива.
Благодаря этой картине русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.
Один из крупнейших русских пейзажистов 19 века был И.И. Шишкин (1832-1898).
Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.
Например.
Картина «Рожь» 1878 г. (альб. с.20-21).
Композицию заполняет золотая спелая рожь. От легчайшего колыхания колосков поле заполняет ровный шум, похожий на едва слышную вдали песню. Мы видим дорогу: чистую и светлую, она словно манит за собой. Эта картина говорит о довольстве человека своей жизнью.
В русских пейзажах образы природы передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают глубже понять поэтическое содержание зарисовок природы.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И. Бунин
2.Композиция – средство художественной выразительности
(Уч. с.108-111).
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).