Учреждение образования
«Минский институт управления»
Е. И. Красковская
А. А. Потоцкий
Я. В. Шешко
ЭСТЕТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Минск
Изд-во МИУ
2004
УДК 18
ББК 87.8
К 78
Утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин МИУ, протокол № 6 от 05.03.2004 г.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
доцент кафедры философии культуры БГУ, канд. филос. наук Лещинская И. И.; преподаватель кафедры культурологии МГЛУ Папакуль В. Г.
Красковская, Е. И.; Потоцкий, А. А.; Шешко, Я. В.
К 78 Эстетика: Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения / Елена Ивановна Красковская, Алексей Александрович Потоцкий, Яна Владимировна Шешко; Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – с.
Назначение учебно-методического комплекса – помочь в освоении знаний по теории и истории эстетики, познакомить студентов с многообразным миром художественной культуры, а также сформировать у обучающихся эстетическй взгляд на мир, улучшить вкус. Методическая часть пособия содержит задания к семинарским занятиям и коллоквиуму, хрестоматийные тексты, варианты контрольных работ и вопросы к зачету.
ISBN
УДК 18
ББК 87.8
ISBN © Е. И. Красковская, А. А. Потоцкий, Я. В. Шешко, 2004
© МИУ, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………
II. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………...
1. Эстетика как философская наука……………………………….
2. Эстетические представления народов Древнего Востока…….
3. Античная эстетическая мысль………………………………….
4. Эстетика европейского средневековья……………………….
5. Эстетические особенности эпохи Возрождения………………
6. Эстетика Нового времени………………………………………
7. Эстетические идеи немецкой классической философии……..
8. Эстетика европейского романтизма……………………………
9. Неклассические концепции западноевропейской
эстетики XIX века…………………………………………………
10. Модернизм и постмодернизм в искусстве
и эстетической теории XX века………………………………….
11. Русская эстетическая мысль………………………………….
12. Основные эстетические категории………………………….
13. Природа искусства……………………………………………
14. Классификация искусства………………………………………..
15. Основные проблемы эстетической теории творчества..……
III. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ……………………...
IV. ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
И КОЛЛОКВИУМУ………………………………………………
V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ……………………………….
VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………….
-
Содержание
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения