Неореализм
Направление в итальянском кино и литературе середины 40 — середины 50-х гг. 20 в.; новая форма реализма, сложившаяся после 2-й мировой войны 1939—45, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Историческая почва Н. — всенародное Движение Сопротивления и распространение в Италии социалистических идей. Истоки Н. в литературе веризма, в теоретических трудах и фильмах советских кинематографистов, в творчестве прогрессивных французских режиссёров. Проникнутый уважением к человеку, силе солидарности, Н. выдвинул в главные герои людей из народа, хранящих высокие душевные качества и растущих в борьбе за общенациональное дело. Основная тематика Н. — раскрытие ужасов и демагогии фашизма, героика партизанской войны, борьба за социальную справедливость; основные проблемы Н. — сохранение достоинства личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире. Эстетические принципы Н. в киноискусстве изложил Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художественным манифестом Н. был фильм режиссёра Р. Росселлини "Рим — открытый город" (1945). Сложилась большая группа художников-единомышленников: режиссёров — Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров — А. Маньяни, А. Фабрици, М. Джиротти, Тото, Р. Баллоне, К. Дель Поджо и др. Среди лучших фильмов Н.: "Пайза", "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д.", "Земля дрожит", "Трагическая охота", "Во имя закона" (в советском прокате "Под небом Сицилии"), "Дорога надежды", "Неаполь-миллионер" (в советском прокате "Неаполь — город миллионеров"), "Рим, 11 часов" и др. Режиссёры Н. искали новые выразительные средства. Значительно менялся киноязык. Произведения Н. отличались стремлением к точности деталей, почти документальному показу истинных условий тяжёлой жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них полностью отсутствовала ложная красивость, пышная постановочность фильмов фашистского периода. Картины, главным образом черно-белые, снимались, как правило, на натуре, на улице, на открытом воздухе, привлекались непрофессиональные исполнители, в основу сценария иногда ложились факты газетной хроники, в диалогах широко использовался народный язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился дикторский текст, как бы обобщавший действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.
- Неореализм
- «Новая волна» французского кинематографа
- «Новое американское кино»
- Кинематограф Франции в 70-80е годы
- Голливуд в 70-80е годы
- «Рим, открытый город» (1945), реж. Роберто Росселини; в ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико
- «Дьяволицы» (1954), реж. Анри-Жорж Клузо; в ролях: Симона Синьоре, Вера Клузо, Пол Мёрисс, Шарль Ванель
- «Заводной апельсин» (1971), реж. Стенли Кубрик; в ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк
- «На последнем дыхании» (1959), реж. Жан-Люк Годар; в ролях: Жан-Поль Бельмондо (Мишель Пуакар), Джин Сиберг (Патриция Франкини)
- «Умберто д» (1959), неореализм, реж. Витторио де Сика; Карло Баттисти, Мария-Пиа Касилио, Лина Дженнари и собачка
- «Рукопись, найденная в Сарагоссе» (1964), реж. Войцех Хас; в ролях: Збигнев Цибульский, Ига Чембржынска, Эльжбета Чижевска
- «Дождь над нашей любовью» (1946), реж. Ингмар Бергман; в ролях: Барбро Колльберг, Биргер Мальмстен
- «Шербургские зонтики» (1964), реж. Жак Деми, в ролях: Катрин Денёв, Нино Кастельнуово
- «Завороженный» (1945), реж. Альфред Хичкок; в ролях: Ингрид Бергман, Грегори Пек
- «Вечерние посетители» (1942), реж. Жак Превер; в ролях: Арлетти, Мари Деа, Фернан Леду