logo
Яна

«Рим, открытый город» (1945), реж. Роберто Росселини; в ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико

Действие фильма происходит в 1944 году в Риме. Гестапо охотится за инженером Джорджио Манфреди. Он находит приют в квартире друга Франческо. Ему также помогает священник Дон Пьетро и невеста Франческо — вдова Пина. На следующий день у Франческо и Пины назначена свадьба. Венчать их должен Дон Пьетро, хотя Пина и не очень религиозна, а также беременна ещё до свадьбы. Дети взрывают ночью цистерну с бензином недалеко от дома. Днём дом оцепляют немецкие войска и начинают обыск квартир. Франческо схвачен. Пина бежит за машиной с арестованными, и её расстреливают. Позже на автоколонну нападают участники Сопротивления и освобождают арестованных. Джорджио и Франческо прячутся на квартире любовницы Джорджио, Марины. Та выдаёт их гестапо в обмен на наркотики. На следующий день гестапо арестовывает Джорджио, Дона Пьетро и немецкого дезертира. Последний вешается в камере. Гестаповцы пытают Джорджио на глазах у Дона Пьетро. Священник молится за Джорджио, чтобы тот никого не выдал. От пыток Джорджио умирает. Дона Пьетро расстреливают на глазах у детей из его дома. Этот фильм положил начало итальянскому неореализму, выйдя на экраны страны после её освобождения от фашизма. Киноведы и критики пытались отыскать неореалистические черты ещё в лентах военного периода («Четыре шага в облаках» Алессандро Блазетти, «Дети смотрят на нас» Витторио Де Сики). Но подлинная и, возможно, единственная (как ни парадоксально это прозвучит) картина в духе неореализма — «Рим — открытый город» 38-летнего Роберто Росселлини, который успел поработать даже в рамках пропагандистского кино фашистской Италии. Так всё же почему именно «Рим — открытый город» следует считать подлинным и, возможно, единственным кинопроизведением в духе неореализма? Потому что он более точно в художественном и идеологическом плане являл собой образец новой правды о действительности. Эпичен, как документ борьбы Движения сопротивления, где действовали рядом католический священник Дон Пьетро Пеллегрини и коммунист-подпольщик Луиджи Феррари, пользовавшийся именем Джорджо Манфреди. И трагичен, будучи рассказом о несломленности человеческого духа, даже в том случае, когда кажется, что жизнь навсегда разбита (финальные сцены с Пиной в исполнении Анны Маньяни сразу же стали классикой кинематографа). Лента Росселлини величественна в качестве фрески итальянской жизни в конце войны. И она философична — как история извечной борьбы добра со злом. Герои не просто типичны, наподобие персонажей остальных неореалистических картин. Они — словно обобщающие символы. И в этом смысле — истинные протагонисты философской трагедии. Интересно то, что в этом фильме зверства творят только немцы, т.к. в Италии в это время проходила политика национального поведения.