logo
Яна

«Умберто д» (1959), неореализм, реж. Витторио де Сика; Карло Баттисти, Мария-Пиа Касилио, Лина Дженнари и собачка

Пенсионер Умберто Доменик Феррари участвует в демонстрации. Полиция разгоняет недовольных и Умберто возвращается в своё ветхое жильё, которое он делит вместе со своим псом Фликом. Единственный друг старика — Мария, незамужняя служанка пансиона, беременна от кого-то из солдат. Когда владелица дома Антония приходит к Марии и требует плату за жильё, угрожая выселением, Умберто пытается помочь подруге, продав книги и часы. Он слишком горд, чтобы просить милостыню или попросить в долг у своих знакомых. Внезапно, Умберто заболевает ангиной и попадает в госпиталь. Выйдя из больницы, он обнаруживает, что его пёс пропал, а комната сдана другому. После продолжительных поисков Умберто находит Флика в приюте для бродячих собак. Бездомный старик и его четвероногий друг ищут выход из сложившейся ситуации.

«Человек и его собака» (2008), реж. Франсис Юстер; в ролях: Жан-Поль Бельмондо, Афсия Эрзи и собачка

Сюжет такой же, как в «Умберто Д.»

«Вальмон» (1989), Милош Форман; в ролях: Колин Ферт, Аннет Бенинг, Мэг Тилли, Файруза Банк

Светская львица маркиза де Мертей однажды узнает, что ее любовник Жеркур, не сказав ей ни слова, планирует жениться на юной Сесиль де Воланж. Желая отомстить ему, Мертей уговаривает своего близкого знакомого виконта де Вальмона совратить девушку. Тот поначалу отказывается, заявляя, что влюблен в мадам де Турвель, бережно хранящую верность мужу. Маркиза предлагает Вальмону пари: если он добьется своего с мадам де Турвель, то она отдастся ему; если же нет — то виконт должен будет отправиться в монастырь и покаяться. Фильм снят по книге «Опасные связи» Шодерло де Лакло. По излюбленной идее Формана, герои перестают быть свободными и уже не принадлежат себе, становясь марионетками, как только они отказываются от естественного для собственной индивидуальности поведения, начинают играть в предложенные обществом игры, вступают в негласный сговор с совестью ради достижения каких-то целей. Вновь, как и в «Амадее», режиссёр выносит имя героя в заглавие, но Вальмон — тоже лишь номинально главный персонаж. Всё начинается и заканчивается без него, поскольку Вальмон вполне заменим в этом ритуале соблазнений и дуэлей, измен и убийств по договорённости, а его имя — словно синоним зря растраченных жизненных сил и утраченных иллюзий. Жалея виконта как единственную физическую жертву в этом варианте «Опасных связей», авторы «Вальмона» с не меньшим сочувствием относятся, пожалуй, к каждому из персонажей, оказавшихся в проигрыше: маркиза де Мертёй остаётся в одиночестве, мадам де Турвель пока что не умирает, но должна вернуться к нелюбимому мужу, а Сесиль вынуждена сочетаться браком с Жеркуром. И только Вальмон парадоксально свободнее их всех, обретя последнее успокоение.