logo
Яна

Кинематограф Франции в 70-80е годы

В середине XX в. «новая волна» внесла во французское кино свежую струю, приблизила его к реальности, обогатила киноязык, сделав его более непосредственным, гибким, эмоциональным. Постепенно крайности молодых новаторов забывались, а их открытия стали общим достоянием. Последняя треть столетия во французском кинематографе прошла под знаком так называемого кино хорошего качества. Люди приходят в актерскую профессию по-разному. Жана Луи Трентиньяна (родился в 1930 г.) привела в нее природная робость. После тихой провинции шум и ритм столичной жизни ошеломили его. На людях Трентиньян чувствовал непреодолимую скованность. Если бы удалось убедить себя, что ты не живешь, а только играешь роль, и все происходящее вокруг тебя, в сущности, не касается. Так, чтобы победить проклятую застенчивость, Трентиньян решил стать актером. Во французском кино он стоит особняком. Трентиньян способен сыграть все, не играя ничего: один взгляд, поворот головы, странная улыбка, смущенная или безжалостно жестокая, - и перед зрителем персонаж либо неотразимо обаятельный, либо отталкивающе отвратительный. Но чаще всего Трентиньян играет людей, способных и на низость, и на благородство - в зависимости от обстоятельств. Его лучшие фильмы - «Мужчина и женщина» (1966), «Конформист», «Покушение» (1972; в советском прокате «Похищение в Париже»), «Поезд» (1973), «Полицейская история» (1975). В успехе Трентиньяна большую роль сыграл режиссер Клод Лелуш (родился в 1937 г.). Фильм «Мужчина и женщина» ознаменовал начало мировой славы и режиссера, и актера. В этой истории любви счастливо совпало все: изящная режиссура Лелуша, его умение создать поэтическое настроение, игра исполнителей главных ролей - Трентиньяна и пленительной Анук Эме (настоящие имя и фамилия Франсуаза Сориа, родилась в 1932 г.) и, конечно, музыка композитора Франсиса Лея. Комедия во всех ее разновидностях (лирическая, сатирическая, фарсовая и т.д.) всегда была сильной стороной французского кино. Со временем она несколько огрубела, ей стали изменять ее «фирменные» качества: изящество и хороший вкус. Тем не менее, комедии таких мастеров, как Жерар Ури («Разиня», 1965; «Большая прогулка», 1966; «Укол зонтиком», 1980, и др.) и Клод Зиди («Горчица бьет в нос», 1974; в советском прокате «Он начинает сердиться»; «Банзай», 1983, и др.), пользуются успехом во Франции и за ее пределами не один десяток лет. Немалая заслуга в этом принадлежит и замечательным комедийным актерам, особенно тем, кто сумел создать собственный постоянный комедийный персонаж (или маску). В первую очередь это Луи де Фюнес (1914-1983). Его герой - маленький человечек, самоуверенный, предприимчивый, вспыльчивый. Он вечно попадает впросак, но в последний момент находит самый невероятный выход из положения (достаточно вспомнить его комиссара Жюва из юмористической серии фильмов о Фантомасе). Пьер Ришар (настоящие имя и фамилия Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей, родился в 1934 г.) запомнился зрителям в таких фильмах, как «Высокий блондин в черном ботинке» (1972), «Игрушка» (1976) и др. Его персонаж - это нескладный простофиля, все время остающийся в дураках из-за рассеянности, но, в конце концов, одерживающий верх благодаря своей чистосердечности и доброте. Ришар выступает также в качестве режиссера; одна из его комедий имеет символическое название: «Я робкий, но я лечусь» (1978). В комедиях Франсиса Вебера «Приманка» (1981; в советском прокате «Невезучие»), «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1986) он сыграл в паре еще с одним знаменитым актером французского экрана - Жераром Депардье (родился в 1948 г.). Депардье - актер не только комический; диапазон его возможностей чрезвычайно широк. Режиссеры Франции, а также Италии и США приглашают его на психологические, исторические и романтические роли («Мой американский дядюшка», «Последнее метро», оба - 1980; «Соседка», 1981; «Дантон», 1983; «Сирано де Бержерак», 1990, и др.). Депардье не очень привлекателен внешне: грубоватое лицо, падающие на лоб прямые волосы, грузная фигура, - что не мешает ему выступать на экране в роли неотразимого сердцееда. Большой успех Депардье у зрителей обусловлен его «фактурностью» (т.е. физической выразительностью), сильным темпераментом и незаурядным актерским мастерством. Стремительным и ярким метеором пронеслась по французскому экрану Брижит Бардо (родилась в 1934 г.). Героини французского экрана 70-80-х гг. таковы: они уже не «ослепляют» и не кажутся недоступной грезой. Их внешность становится ближе к облику обычной женщины, а привлекательность обусловлена скорее внутренней значительностью. Типична в этом отношении профессиональная карьера актрисы Анни Жирардо (родилась в 1931 г.). Она не является кинозвездой в старом понимании, т.е. актрисой-идолом. «Если ты звезда, то тебе место на небе, а не на земле», - говорит Жирардо. Она хочет оставаться на земле вместе со своими героинями - обыкновенными женщинами, ведущими трудную, но интересную и драматичную жизнь. Сама актриса похожа на них: «Я хочу жить на свой страх и риск. Хочу проигрывать и выигрывать, но тем и другим быть обязанной себе самой». Анни Жирардо легко миновала столь трудный для многих актрис рубеж, отделяющий зрелость от пожилого возраста. Ее героини - самостоятельные женщины не первой молодости, которые занимаются солидной «мужской» работой врача или комиссара полиции. Они не ищут приключений и легкой жизни, но в то же время сохраняют женственность и способность любить. Не секрет, что самым большим успехом во всем мире пользуется американское кино. Среди молодых французских режиссеров немало таких, которые пытаются внести в свои фильмы изрядную долю «американизма»: приключенческий сюжет, головоломные трюки, герои-супермены, погони, драки, стремительный ритм. Однако они хотят сохранить и национальное своеобразие; отсюда слегка ироничное отношение к тому, что происходит на экране.