logo search
Прогр_ГЭК_кл_2007_08

Культурная антропология

1. Человек и культура в философских учениях и науках. Философский, теологический и научный походы к анализу проблем человека. Культурная антропология в системе социально-гуманитарного знания. Ее место среди других научных и философских концепций человека. Краткая характеристика основных антропологических концепций. Философская антропология. Антропологизм как философский принцип. (Протагор, Л. Фейербах, М Фуко и др.). Теологическая антропология, ее специфика, направления и основные представители. Проблемы человека в религиозно-философской мысли. История становления научного подхода к проблемам человека и культуры. Кризис философии культуры и философской антропологии как отражение кризиса западной философии.

2. Культурная антропология как наука. Предмет культурной антропологии. Взаимосвязь этнографии, этнологии, истории культуры и культурной антропологии. Культурная и социальная антропология: проблема разграничения. Соотношение культурной антропологии с культурологией. Предметное поле культурной антропологии в зарубежной и отечественной науке. Систематизация антропологических учений в американской и европейской науке. Современные отечественные исследования в области культурной (социальной) антропологии. Методы культурной антропологии.

История культурноантропологических учений: основные этапы эволюции, школы и направления. Эволюционизм (Г. Клемм, М. Уингер, Т. Вайц., Э.Тайлор, Дж.Фрезер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Ю. Липпер) и неоэволюционизм (Дж Стюард, Л. Уайт, Э. Р. Сэрвис, М. Д. Салинез).

Диффузионизм. Антропогеографическая школа Ф. Ратцеля. Сущность теории миграции. Развитие идей диффузионизма в работах немецких ученых Л. Фробениуса, Фр. Гребнера, австрийских этнологов В. Шмидта, В. Копперса, австрийских антропологов У. Риверса, Е Чайлда и др. Понятия диффузии теории культурных кругов (Ф. Гребнер. Б. Анкерманн и др.). Концепция морфологии, физиологии и анатомии культуры в трудах Л. Фробениуса.

Биологизаторское и психологическое направления Биологизаторские концепции культуры в ХХ столетии (Л. С. Сенгор, Э. Сезара, Э. Блайден и др.). Расистская концепция Ж. А. Гобино. «Психология народов» как концепция психологического объяснения культуры (М. Лацарус, Х. Штейнталь, Л. Уорд и др.). «Групповая психология» как теоретическая концепция внутрикультурных механизмов (Г. Леблон, Г. Тард). Психоаналитический подход к изучению культуры (З. Фрейд, Г. Рохейм). Аналитическое исследование культуры К. Юнга.

Структурализм и функционализм. Основные концепции структурализма (Л. Леви-Брюль, А. Рэдклифф-Браун и др.). Структурная антропология К. Леви-Стросса. Функционализм Б. Малиновского. Когнитивная антропология как структуралистское направление (У. Гудинаф, Х. Конк, Дж. Остин и др.).

Историзм. Культурный детерминизм Ф. Боаса. Сущность исторического метода исследования. Концепция М. Мид. Концепция культурных ареалов в работах (О. Мэйзона, Э. Сепира, К Кребера и др. Идеи культурного релятивизма в творчестве М. Херсковича.

Символизм и герменевтика. Концепция К. Гирца. Суть интерпретативного подхода. Синтез традиций американской культурной антропологии с идеями современной герменевтики (Г. Гадамер, П. Рикёр), философии символических форм (С. Лангер) и литературоведения (К. Бёрк), социологических концепций (Т. Парсонс, М. Вебер), аналитической философии языка Г. Райда, Л. Виттгенштейна и др. Проблема диалога культур.

Постмодернизм. Методологические основы постмодернизма и постструктурализма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан и др.). Постструктуралистская концепция культуры Ж. Деррида. «Детерриторизация» и «ризома» как объяснительные термины постмодернистской концепции культуры Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Современные направления и школы в американской культурной антропологии: «антропология как культурная критика» (Дж. Маркус, М. Фишер, Дж. Клиффорд, Дж. Бун), «экспериментальная этнография» (М. Агар, Дж. Лофланд, Э. Хьюз).

Этнографическая традиция в отечественной науке. Начало этнографических исследований в России. Вклад К. Д. Кавелина в становление эволюционизма в отечественной науке. Этнография М. М Ковалевского, М. И. Кулишера, Л Я. Штернберга, А. П. Богданова, Д. Н. Анучина. Отечественная антропологическая школа (М. М. Бахтин, В. Я. Пропп, И. Г. Франк-Каменецкий, О. М. Фрейденберг).

3. Эволюция методологии культурантропологических исследований. Полевые исследования и их роль в становлении науки. Эмпирический уровень развития культурной антропологии. Вклад культурантропологов в изучение традиционных культур Африки, Америки, Океании, России и др. Классификация и систематизация этнографического материала. Поиск теоретических оснований культурантропологических исследований.

Позитивистское направление: от квазинаучных спекуляций (Э. Тейлор, Дж. Фрезер) к первым экспериментальным методам изучения культуры (У. Риверс) и созданию методологии структурно-функционального анализа (Б. Малиновский, А, Рэдклифф-Браун).

Методологический скепсис: кризис позитивистского сциентизма и декларация релятивизма и эмпиризма, сближение с методологией гуманитарных дисциплин.

Компромиссные методологические установки. Проникновение идей фрейдизма и их влияние на развитие этнопсихологической школы и психологической антропологии. Сущность «феноменологического» или «символического» переворота в культурной антропологии послевоенного периода. Семиотическое направление (К. Леви-Стросс, Э. Лич и др.) как попытка привлечения в антропологию методов лингвистики (структурная лингвистика Ф. де Соссюра, фонология Н. С. Трубецкого и Р. Якобсона) и выработка на приемов формального анализа феноменов культуры.

Интерпретативная антропология (К. Гирц) – синтез традиций американской культурной антропологии с идеями современной герменевтики (Г. Гадамер, П. Рикёр), аналитической философии языка (Г. Райд, Л. Витгештейн), философии символических форм (С. Лангер) и литературоведения (К. Бёрк). Перспективы развития культурной антропологии.

4. Теоретические проблемы культурной антропологии. Антропогенез. Первобытный человек: образ, миф, легенды. Современные научные концепции становления человека как творца культуры. Особенности биологической и культурной эволюции человека. Оккультирование основных инстинктов человека. Возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека и его связь с культурной средой.

Сущность человека как феномена культуры. Основные характеристики культурного человека. Детство как феномен культуры. Антропоцентрический подход к культуре. Понятие культуры и культурной системы. Творческая сущность человека и особенности развития культуры. Специфические черты культурного творчества человека и др. Процессы взаимодействия культуры и человека. Поведение человека. Становление основных норм, запретов, табу, обусловленных включенностью человека в систему социокультурньгх отношений. Процессы инкультурации, воспитания и образования. Влияние культуры на половой диморфизм. Семья и брак. Любовь как культурный феномен. Этнос и этническая культура.

Становление духовности. Мироощущение и мировоззрение первобытного человека. Мифологическое сознание, его специфика Миф и культура. Ранние формы религии. Человеческая природа и человеческие сообщества. Человек в системе социальных и культурных связей. Модели «культурно-исторических» эпох. «Модели» человека культуры и модели «культурного человека». Культура как определенный тип человеческой деятельности. Человек как зона культурного творчества. Деятельность человека и процесс генерации новых феноменов культуры. Смысл культурного творчества человека. Психология творчества культуры.