logo
Прогр_ГЭК_кл_2007_08

СоЦиОлогия культуры

1. Социология культуры как социальная дисциплина. Современное понимание культуры как универсального способа человеческого существования, как формы организации человеческой жизни. Нормативно-ценностная функция культуры. Основные задачи социологии культуры: изучение структуры и динамики духовной жизни, многообразия и специфики различных структур, социальных функций институтов культуры, взаимодействия между различными культурными общностями. Этапы становления социологии культуры: этнографические исследования, структурно-функциональный подход, соотношение рационального и иррационального в духовных концепциях. Значение концепции «идеальных моделей» М. Вебера для социологии культуры. Классические социальные теории культуры: Э. Д. Дюркгейм, Г. Зиммель. Новейшие теории в социологии культуры: Н. Элиас, Ю Хабермас, П. Бурдье, Дж. Инглхард.

2. Социокультурная система. Структурирование общества: социальные группы, институты, этические, возрастные, идеологические и игровые группы. Семья как древнейший институт культуры. Типы социальных отношений: разделение труда, кооперация, эксплуатация, обмен, сотрудничество, психологическая и идейная общности. Процессы дифференциации и интеграции в обществе, формирование социальных страт, тенденция к их выравниванию. Родь культуры в поддержании целостности общества. Внутрикультурная иерархия. Субкультура, ее разновидности. Народная культура: язык, ремесла, фольклор, обычаи, бытовой уклад, народная мудрость. Массовая культура: культурная индустрия, культура и экономика культура и политика, культура и право. Элитарная культура: интеллектуализм, наука, досуг, созерцательность, идеология, рациональная этика, право. Свобода совести, слова, выбора мировоззрения в демократическом обществе. Проблема свободы и порядка, сочетание самостоятельности и инициативы социальных субъектов с интегративностью культуры и гражданским согласием.

3. Социокультурный процесс и его разновидности. Репродуктивно-циклические (праздник), циклодинамические (мода, издательская деятельность, масс-медиа), структурно-институциональные (рационализация), финалистские (модернизация, урбанизация, просвещение, формирование нации), «взрывные» (мобилизация, революция), негативные (аномия, деградация, распад и др.) процессы. Единицы измерения социальных процессов (циклы и ритмы). «Современники и синхронисты».

Средства социальной регуляции: нормы, ценности, идеалы, интересы. Нормы как средство сотрудничества и общения людей. Классификация норм по сферам деятельности. Нормотворчество, нормативная избыточность и нарушение норм. Смена норм в общественной жизни. Содержание ценностей (семья, богатство, труд и т. п.) в разных культурах. Механизм действия ценностей. Соотношение ценностных ориентаций и средств их реализации. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Традиция как фактор преемственности. Социальные функции культуры: освоение и преобразование мира, сигнификации, накопление и хранение информации, нормативная функция разрядки психических напряжений, адаптивно-защитная.

4. Социальные институты и управление культурой. Государство как социокультурная система. Роль государства в поддержании культурной жизни общества. Противоречия государственного регулирования сферой культуры. Основные направления государственной культурной политики: создание условий для творческой свободы, защита национальной культуры и языка, противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры, способствование развитию региональных культур, сохранение исторического культурного наследия прошлого, налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными грантами внутри страны и расширение международных контактов. Механизмы государственного управления культурой. Типы и направления государственной культурной политики в разных странах. Культурная политика в России.

5. Система образования как социокультурный институт. Образование как органическая часть культуры. Образование как процесс, система и институт, обеспечивающий усвоение знаний, ориентаций, опыта накопленного в обществе. Факторы, влияющие на содержание и состояние художественных ценностей в сознание масс. Школьное обучение – важнейший путь социализации личности, адаптации ее к существующим общественным интересам. Система образования как механизм, поддерживающий воспроизводство социальной инфраструктуры и обеспечивающий социальную мобильность.

6. Художественная культура: формы и субъекты творчества. Парадигмы художественного освоения социальной реальности. Полифункциональность художественной культуры. Художественная культура как отражение реальности и творение особой искусственной реальности, удваивающей жизненный мир. Роль искусства во внедрении норм, ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества. Роль художника в историческом развитии культуры. Различие между обыденной жизнью художника и состоянием творческого вдохновения. Внутренний зов и социальный заказ как стимулы творчества. Факторы, влияющие на изменение художественной стилистики. Игровой характер освоения нового художественного языка. Место художественной культуры в постиндустриальном обществе.