Теория и история Литературы
1. Античная литература. Античность как колыбель европейской культуры. Менталитет древних эллинов. Специфика мифологического сознания, основные типы мифов и их философско-антропологический смысл. «Агонистический» принцип древнегреческой культуры. «Эпический» и «лирический» человек античной архаики. Эпос Гомера. Греческий театр и его роль в культуре классической эпохи. Трагедия и ее общекультурный смысл (Эсхил, Софокл, Эврипид). Античная лирика. «Частный человек» в литературе и искусстве эллинизма. Античная биография.
Своеобразие литературы Древнего Рима. Римская литература «Золотого века». «Энеида» как классический образец римского эпоса. Поэтическое выражение философии «золотой середины» в творчестве Горация. Овидий как «певец любви» («Метаморфозы»). Образ человека в античном романе. Апулей и литература нового времени.
2. Литература западноевропейского средневековья и Ренессанса. Картина мира и ее отражение в средневековой литературе. Мир как словарь символов и поэтика средневекового каталога. Культура и поэтика канона в литературе. Эпический человек в средневековой литературе. Народный героический эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Клерикально-философская литература и проблема нравственно-этического императива. Культурно-исторический смысл средневековой личности между «индивидуализмом» и универсализмом (Августин, Абеляр). Концепция человека в рыцарской литературе. Куртуазность как модель культуры и поведения. Средневековая лирика. Ваганты и трубадуры. Рыцарский роман. Городская литература. Карнавальное сознание средневековья и его отражение в литературе.
Гуманизм как культурное движение и его отражение в литературе Проблема свободы в культуре и литературе Ренессанса. «Божественная комедия» Данте: между средневековьем и Ренессансом. Данте и мировая культура. Дж. Боккаччо. «Декамерон» как «энциклопедия ренессансной личности» (И. Паси). Поэзия европейского Возрождения (Петрарка, Ариосто, Ронсар, Шекспир): мотивы, образы, символы.
3. Литература XVII–XVIII веков. Образ человека и мира в литературе барокко. Барочный человек: между Декартом и Паскалем («Потерянный рай» Мильтона). «Прециозность» как литературно-культурный феномен. Эмблемно-метафорическая образность барокко. Лирический герой барокко (Гонгора, Грифиус, Легау). Образ мира и человека в литературе классицизма. Общие особенности драматургии классицизма.
Литература в контексте просветительской концепции личности. Основные литературные направления эпохи: классицизм, сентиментализм, рококо, предромантизм. Отражение просветительских идеалов и эстетических особенностей направлений в индивидуальных художественно-философских системах: Вольтер, Руссо, Дидро, Дефо, Стерн, Монтескье. «Руссоизм» и «вольтерьянство» как типы философско-поведенческого комплекса, их влияние на мировую культуру. Творчество Гете в историко-культурном контексте эпохи. Философская трагедия «Фауст» и ее «скрытые смыслы».
Основные черты русской литературы ХVIII в. в сравнении со средневековой словесностью. Пропаганда новых моральных и бытовых норм в «прикладной» литературе («Юности честное зерцало»). «Ведомости» – первая русская газета. Переходный характер литературы. Совмещение традиций фольклора, древнерусской литературы, европейского барокко. Барокко в русской литературе. Ф. Прокопович. А.Д. Кантемир – основатель жанра русской стихотворной сатиры. Идеи внесословной ценности личности, «естественного равенства», просвещенной монархии и их отражение в литературе. Просветительский характер русского классицизма. Эволюция русского классицизма: В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Н.И. Новиков и русская журналистика 70–80-х гг. Философская лирика, героико-патриотические и обличительные произведения, поэтическое новаторство Г.Р. Державина. Обличение пороков русского дворянства и проблема воспитания в произведениях Д.И. Фонвизина. Своеобразие русского сентиментализма. Сентиментализм в поэзии, прозе, драматургии (Н.М. Карамзин). Культ служения отечеству и гражданской добродетели. Просветительский реализм в литературе последней четверти столетия (А.Н. Радищев).
4. Литература XIX века. Разрыв между социально-историческим и духовным бытием человека как этико-психологическая доминанта эпохи. Историзм и его специфика. «Болезнь века» как культурное понятие эпохи. Романтизм как литературное направление, теоретические манифесты и художественная практика. Основные школы и национальные типы романтизма. Романтическая фантазия и гротеск (Гофман «Крошка Цахес»). Дж. Байрон и концепция байронического героя («Чайльд-Гарольд», «Дон Жуан»). Развитие жизненного и литературного «байронизма» в Европе. Романтическая концепция мира, истории и человека в творчестве В. Гюго («Собор Парижской богоматери»). Психологический роман Ж. Санд. Реализм как направление в западноевропейской литературе. Типическое и индивидуальное в реалистическом персонаже. Значение психологических открытий в романистике Стендаля («Красное и черное»). Концепция человека и мира в «Человеческой комедии» О. Бальзака. «Вечные» конфликты и страсти в их конкретном социально-историческом и индивидуальном преломлении. («Отец Горио», «Утраченные иллюзии»). Психологический реализм Г. Флобера. «Боваризм» как этико-психологическое явление и его воплощение в литературе («Мадам Бовари»).
Сложность и своеобразие литературного процесса в России в начале XIX в. Основные литературные направления, их взаимосвязь и борьба по идейным и литературно-эстетическим вопросам. Литературные кружки. Развитие журналистики. Языковая реформа Н.М. Карамзина. Элементы предромантизма в поэзии К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка, его роль в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии. Тематика и своеобразие ранней лирики, поэмы и драматургия М.Ю. Лермонтова. Драматургия Н.В. Гоголя. Творчество поэтов «чистого искусства» (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет). Основные формы русского романа (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Проблематика и основные идеи повестей и рассказов А.П. Чехова.
5. Литература рубежа XIX–XX веков. Мироощущение и настроение переломной эпохи. Элитарная и массовая литература. Художественные принципы изображения человека в натурализме и символизме. Идея цикличности жизни и «вечного возвращения» в романном цикле Э. Золя «Ругон-Маккары». Символизм и европейский декаданс. Принцип эстетизма, «бытовой» и творческий «дендизм» в творчестве О. Уайльда. Проблема гения, художника и творчества. Мир как переживание и мир как впечатление в поэзии символизма. «Проклятые» поэты.
6. Литература ХХ века. XX столетие как конец «Нового времени». Художественная концепция человека в эпоху модернизма. Мифологизм как специфика модернистского видения действительности и процессы неомифологизации в литературе («Улисс» Дж. Джойса). Функции «потока сознания». Человек в драматургии Б. Брехта. Эффект «очуждения». Антиутопия и утопия в литературе (Г. Гессе, О. Хаксли, Е. Замятин, А. Платонов, Дж. Оруэлл). Тема «потерянного поколения» и ее художественное воплощение (Э. Ремарк, Э. Хемингуэй). Человек на войне как одна из ключевых тем ХХ века.
Постмодернизм как прощание с общегуманистическими ценностями. «Отцы постмодернизма» (Хайдеггер, Адорно, Хоркхаймер, Деррида, Фуко и др.). «Антидрама» (Э. Ионеско, С. Беккет, Г. Пинтер и др.) и «антироман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот) как момент встречи и перехода модернизма в постмодернизм. Массовое и элитарное в постмодернизме. Русская постмодернистская литература вне России (С. Соколов, И. Бродский, В. Аксенов и др.) и внутри страны (А. Битов, Е. Попов, Т. Кибиров, В. Пьецух, В. Пелевин, Б. Акунин и др.). Постмодернистская трансформация традиционных сюжетов и персонажей и поэтика интертекстуальности («Имя розы» У. Эко).
- Оглавление
- Общие требования к уровню подготовки выпускника
- Теория и методология культуры
- Философия культуры
- СоЦиОлогия культуры
- История мировой культуры
- История культуры России
- Эстетика
- Теория и история искусств
- Теория и история Литературы
- История религии
- Семиотика и лингвистика
- Культурная антропология
- Теория и история Культуры повседневности зарубежных стран
- Теория и история Культуры повседневности России
- Прикладная культурология
- Менеджмент в культурном туризме
- Экономика и предпринимательство в культурном туризме
- Туроперейтинг
- Документационное обеспечение управления культурным туризмом
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Список литературы