logo
Прогр_ГЭК_кл_2007_08

Экономика и предпринимательство в культурном туризме

1. Экономическое значение и социальное значение туризма. Социально-экономическое значение туризма. Прямое и косвенное влияние туризма на экономику. Экономическое значение иностранного туризма. Сферы воздействия туризма на экономику. Мультипликативное воздействие туризма на экономику. Пути повышения коэффициента мультипликатора. Социальное значение туризма. Негативные социальные последствия от развития туризма.

Эффективность туризма на уровне отрасли. Показатели оценки экономической эффективности. Бюджетная эффективность. Эффективность туризма на уровни предприятия. Производительность труда. Прибыль предприятий туризма. Основные экономические показатели прибыли. Рентабельность предприятия. Понятие социальной эффективности. Целевая и потребностная форма эффективности. Формы проявления социальной эффективности в туризме.

2. Туристский спрос и туристское предложение. Понятие «туристский спрос». Виды туристского спроса. Основные черты туристского спроса: динамизм, многообразие и комплексность. Эластичность туристского спроса. Кривая туристского спроса. Эластичность спроса по доходу, основные тенденции туристского спроса. Цели и задачи прогнозирования. Структурный метод прогнозирования спроса. Метод на основе экспертных оценок. Метод на основе коэффициента эластичности. Метод на основе экономико-математического моделирования.

Сущность туристского предложения. Кривая предложения в туризме. Эластичность туристского предложения в краткосрочный и долгосрочный периоды. Туристское предложение в различных секторах индустрии туризма.

Закон спроса и предложения. Равновесие на туристском рынке в краткосрочный и долгосрочный периоды.

3. Основные и оборотные фонды туристских предприятий. Составляющие основных фондов. Классификация основных фондов. Первоначальная балансовая стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость, ликвидационная стоимость. Амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов: фондоотдача и фондоемкость. Состав и структура оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств, коэффициент и продолжительность оборачиваемости оборотных средств, коэффициент загрузки (закрепления) средств в обороте.

Паблик рилейшнз

1. Определение и основные принципы паблик рилейшнз (ПР). Многообразие определений ПР. Анализ ключевых определений. Развитие ПР в США и Великобритании: основные этапы и события. Появление первых PR-фирм. Самые масштабные PR-кампании ХХ века. Рубеж ХХ–XXI вв.: новые приемы коммуникаций, их роль в развитии PR. Основные объединения специалистов и их принципы успешного PR.

Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность. Примеры соблюдения и несоблюдения общих принципов, последствия. Правила коммуникационной политики компании: инициативность, двусторонний характер связей, профилактические PR-мероприятия, настойчивость, гибкая система взаимосвязей, профессионализм, конструктивность, техническая оснащенность. Правила грамотного PR (по Мелвину Шарпу).

2. Виды паблик рилейшнз. Специфика PR в различных сферах деятельности. Действующие в Кировской области PR-службы (примеры для каждого вида). Правительственный (государственный) PR в широком и узком значении. Задачи, структура и основные проблемы правительственной PR-службы. PR в бизнесе, его задачи. Финансовый (банковский) PR. Типы информации о банках. Задачи финансового PR, особенности его аудитории. PR некоммерческих организаций. Общая характеристика НКО. Задачи PR в некоммерческом секторе. PR в образовании, его уровни и причины востребованности. Задачи PR на уровне университетов. PR в культуре и спорте. Международный PR.

3. Общественность. Общественное мнение. Имидж. Формирование благоприятной общественной среды как задача PR-кампании. Внутренняя общественность, ее характеристика. Внешняя общественность, ее составляющие. Целевые группы. Пересечение целевых групп. Местная общественность. Взаимные ожидания компании и местной общественности. Направления работы по налаживанию связей с местной общественностью. Характеристика основных целевых групп общественности: менеджеры компании, представители местной общественности, представители СМИ, представители бизнес-элиты и государственных структур. Направления работы с целевыми группами. Влиятельные лица внутри целевых групп. Рекомендации для достижения эффективности коммуникационной программы.

Характеристика общественного мнения. Цели PR-программ с точки зрения формирования общественного мнения. Характеристика целей. Параметры отношения аудитории к объекту PR. Факторы, формирующие отношения аудитории к объекту PR. Манипуляции общественным мнением. Методы создания ложного мнения и примеры их реализации.

Имидж человека, товара, компании. История формирования имиджа. Понятие стиля. Виды имиджа: зеркальный, текущий, желательный, корпоративный, политический. Комплексный имидж, его составляющие. Формирование основ имиджа: определение ценностей, целей, моральных принципов, философии компании, стандартов внешнего вида. Роль PR в формировании имиджа.

4. PR, реклама и маркетинг. Маркетинговый PR. Определение и бизнес-задачи маркетинга. Специфика маркетингового PR. Модели взаимоотношений маркетинга и PR. Примеры и способы использования PR в маркетинге. PR и пропаганда. Основные различия (легитимность действий, краткосрочное/долгосрочное воздействие, цели, сферы применения). PR и реклама. Основные различия (финансирование, подача информации, методы работы). Основные виды рекламы. Способы распространения рекламы и их специфика. Социальная реклама. Спонсорство.

5. Взаимодействие PR-службы со СМИ. Функции PR-службы. Основные процессы PR-деятельности. Инициирование новостного события. Виды новостных событий. Качества, необходимые для PR-менеджера. Требования к PR-менеджеру. Структура и численность PR-службы. Идеальная и реальная структура. Планирование расходов. Методы составления и утверждения бюджета PR-деятельности. Работа PR-службы с привлечением внешних агентств (аутсорсеров): достоинства и недостатки. Методика сотрудничества.

Основные задачи связей с прессой. СМИ как важнейший способ распространения информации. Сегментация рынка СМИ. Основные виды СМИ, их характеристика, преимущества и недостатки. Печатные СМИ, радио, телевидение. Интернет как СМИ, виды интернет-СМИ: информационые сайты, новостные ленты, информационные агентства. Основные виды взаимодействия со СМИ. Новость, пресс-релиз, пресс-кит, пресс-конференция. Специфика PR-текстов. Требования к написанию пресс-релиза. PR-интервью, эксклюзивная статья. Информационный повод. PR-мероприятия для прессы. Брифинги, круглые столы, пресс-туры. Технология организации пресс-конференций. Психологические аспекты взаимодействия PR-специалистов и журналистов, проблемы взаимоотношений, пути поиска решений.

6. Технология организации специальных PR-мероприятий и PR-кампаний. Мероприятия для прессы и мероприятия с участием прессы – отличия, функции, характеристика. Пресс-конференция как основной метод общения с прессой. Этапы подготовки пресс-конференции, правила организации каждого этапа. Форс-мажорные обстоятельства при организации специальных PR-мероприятий. Оценка эффективности мероприятий для прессы, основные тенденции.

Необходимость планирования PR-деятельности. Схема основных этапов PR-кампании, их характеристика. Анализ ситуации, коммуникационный аудит, его разновидности. Определение целей, основные варианты целей. Определение категорий общественности, характеристика основных целевых групп. Выбор медиа и методов работы с ними. Основные виды средств коммуникаций. Планирование бюджета, его составляющие. Анализ результатов, виды и методы оценки.

Кризисный PR. Определение кризисной ситуации, ее сущностные аспекты. Классификация кризисов: С. Блэка, С. Катлипа. Управление конфликтами и стрессами. Предупреждение возникновения кризиса. Кризисный менеджмент и прикладная конфликтология в PR. Коммуникации в условиях кризиса. Оценка необходимости обращения к аутсорсерам. Оценка преодоления кризиса.

7. Политический PR. Организация избирательной кампании. Политическая власть как один из основных регуляторов общественных отношений. Основные понятия: избирательная кампания, предвыборная кампания, избирательные технологии. Виды, уровни и типы выборов. Стратегия и тактика избирательной кампании, их проблематика. Ресурсы избирательной кампании. Развитие избирательных технологий в России. Основные модели избирательных кампаний. Планирование избирательных кампаний. Этапы, методы оценки результатов.

Оценка эффективности PR-деятельности Анализ эффективности PR деятельности. Критерии и методы. Внешний аудит и внутренняя оценка. Человеческий фактор, экономические показатели. Оценка эффективности посредством опросов общественного мнения.

Трудности и препятствия для анализа эффективности PR деятельности. Возможные Стратегии преодоления препятствий для внутреннего анализа эффективности PR деятельности. Значение человеческих ресурсов и финансирования для анализа эффективности PR деятельности.