Менеджмент в культурном туризме
1. Функции менеджмента туризма и методы управления. Менеджмент как вид профессиональной деятельности. Менеджмент как организация управления предприятием. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Менеджмент как наука и искусство управления. Цели менеджмента. Развитие представлений о менеджменте. Эволюция управления. Управленческие революции. Школы управления. Научная школа (Ф.Тэйлор, Ф. и Л.Гилберты). Административная школа управления (А.Файоль, Г.Эмерсон). Школа человеческих отношений (М.Фолетт, Э.Мэйо, А.Маслоу). Синтетические учения. Процессный подход в менеджменте. Системный подход. Ситуационный подход. Развитие менеджмента туризма.
Сущность функций. Виды функций. Характеристика основных функций менеджмента туризма. Функция планирования. Организационная функция. Мотивация. Функция контроля. Сущность принципов менеджмента. Общие и частные принципы управления. Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления. Самоуправление. Планирование в туризме. Организация деятельности.
2. Управление персоналом в сфере культурного туризма. Понятие, функции и концепция управления персоналом. Общая система управления предприятием и кадровая служба. Разработка кадровой политики. Требования к менеджеру в различных странах. Критерии-требования к современному менеджеру. Власть и личное влияние менеджера.
Понятие «стиль управления». Авторитарный (автократический) стиль управления. Демократический стиль управления. Либеральный стиль управления. Смешанный стиль управления. Личность, власть и авторитет менеджера. Управленческие решения: понятия, виды. Процесс принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений. Условия эффективности управленческих решений.
Управление трудовыми процессами в туризме. Содержание и особенности управленческого труда в туризме. Основные направления рациональной организации труда. Культура управленческого труда. Управление конфликтами и стрессами. Природа конфликтов. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Природа и причины стрессов. Управление стрессами.
3. Сущность и типы организационных структур. Понятие организационной структуры управления. Типы организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, адаптивные. Особенности организационных структур управления в социально-культурном сервисе и туризме. Принципы построения организационных структур управления предприятием.
Понятие и виды полномочий. Делегирование полномочий. Необходимость делегирования. Проблемы делегирования. Виды распорядительства. Опыт внутрифирменного управления в США. Особенности японского менеджмента. Западноевропейский менеджмент. Эффективность управления. Затраты на управление. Динамический показатель эффективности менеджмента. Экономическая эффективность менеджмента. Социальная эффективность менеджмента.
- Оглавление
- Общие требования к уровню подготовки выпускника
- Теория и методология культуры
- Философия культуры
- СоЦиОлогия культуры
- История мировой культуры
- История культуры России
- Эстетика
- Теория и история искусств
- Теория и история Литературы
- История религии
- Семиотика и лингвистика
- Культурная антропология
- Теория и история Культуры повседневности зарубежных стран
- Теория и история Культуры повседневности России
- Прикладная культурология
- Менеджмент в культурном туризме
- Экономика и предпринимательство в культурном туризме
- Туроперейтинг
- Документационное обеспечение управления культурным туризмом
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Список литературы