logo search
Прогр_ГЭК_кл_2007_08

Семиотика и лингвистика

1. Семиотика как область науки и метод познания. Знаки, знаковые системы, знаковое поведение и знаковая коммуникация – предмет изучения семиотики. Основные категории семиотики: знак, текст, язык. Основные разделы семиотики: семантика, синтактика, прагматика. Этапы развития семиотики: семиотика знака, семиотика текста, семиотика повседневности. Роль знаков в познании мира. Знак как заместитель природных и культурных объектов. Структура знака: план выражения и план содержания. Классификация знаков.

2. Семиотика повседневности. Единство рационального и эмпирического в анализе явлений повседневности. Человек и особенности восприятия им окружающего мира. Визуальный, тактильный, акустический каналы восприятия. Кинесика. Семантика пищи. Семантика жилища. Вещи и среда как язык культуры. Жизненная среда как форма существования искусства (поп-арт, хепенинг, инсталяции). Специализированные (музеи, театры, концертные залы) и растворенные в повседневной жизни (телевидение, радио, видео, Интернет) формы общения с искусством. Приобретаемость, тиражируемость, техницизм, массовость в современной культуре.

3. Миф и символ в системе культуры. Миф как древнейший способ познания мира и первая форма духовной культуры. Синкретизм, антропоморфизм, ассоциативность, единство субъекта и объекта в архаическом сознании. Ритуализм и этикетность мифосознания. Миф как средство преодоления хаоса и энтропии. Коммуникативные возможности мифа. Единое семантическое ядро древнейшей мифологии: структура мифологической картины мира, единство макрокосма и микрокосма, мифическое время/пространство, система классифицирующих кодов (слово, число, знак). Противоположность и единство мифической и социальной сфер мироздания.

Символизация бытия. Многозначность понятия символ: символ как синоним «знаковости»; символ – средство выражения особых конвенциональных отношений между выражением и содержанием, символ – выражение высшей и абсолютной незнаковой сущности. Символ в искусстве, литературе, повседневной культуре.

4. Зарубежные и отечественные школы семиотики. Основные школы лингвистического структурализма: Пражская, Копенгагенская, Американская. Возникновение порождающей (генеративной) поэтики в США. Труды Н. Хомского. Семиотика и искусствометрия (А. Моль, А. Штафф). Связь семиотики с синергетикой. Французский структурализм 60-70-х годов ХХ века. Столкновение рационалистических традиций французской культуры с иррационализмом зкзистенциальной ориентации. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Деррида, У. Эко и др.).

Основные периоды развития семиотики в России (ОПОЯЗ, М. М. Бахтин, Г. А. Гуковский, В. М. Жирмунский, Н. Я. Марр, А. А. Потебня, В. Я. Пропп, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, О. М. Фрейденберг, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон). Развитие семиотики в 60-е годы: Тартуско-московская семиотическая школы. Литературоведы тартуской школы: Ю.М Лотман, З. Минц. Лингвистическая платформа московской школы: П. Г. Богатырев, В. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, Б. М. Гаспаров.

5. Семиотика искусства. Роль знаков в художественной коммуникации. Специфика художественного языка отдельных видов искусства. Смыслообразующие элементы живописи. Специфика знаковой семантики канонического искусства. Язык музыки как иерархия уровней: музыкальная фраза, музыкальный образ, музыкальный текст. Метафоричность языка музыки. Вербальные и невербальные знаки в театральном искусстве. Театральный спектакль – информационная полифония и организованная динамика сценических знаков. Многокодовость и дублирование каналов информации как средство особой действенности театрального спектакля. Монтажная фраза – единица художественного высказывания в кино. Киноязык как система планов и движение камеры. Монтаж – форма синтакса в фильме.

6. Приёмы семиотического анализа художественного текста и пределы культурной интерпретации. Понятие текста в семиотике культуры. Текст как система знаков. Теория текста Ю. Н. Тынянова. Текст как коллективная культурная память. Интертекст как пространство для схождения всевозможных цитаций. Интерпретация как выявление потенциальных смыслов текста. Знак как чувственное выражение мысли автора. Аппарат анализа текста. Структура и уровни понимания текста: идейно-эстетический, жанрово-композиционный, языковой. Организация пространства и времени (хронотоп) художественного текста. Смысловые доминанты и образные лейтмотивы текста. Центр и периферия (проблема создания фона) в художественном тексте.