4. Поздний
РЕНЕССАНС –
до конца XVI в.
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ вторая половина XV в. – XVI в.
Схема 5.1. Этапы развития эпохи Возрождения
Каждая страна переживала Ренессанс по-своему и хронологически, и по существу.
1. Эстетика Возрождения выросла из недр средневековой эстетики как ее антипод и, в какой-то мере, как ее развитие. Сам термин «возрождение» был заимствован из Библии.
2. Ренессанс был верен наследию классической античности, он обычно характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Особое развитие получила и проблема гуманизма.
1. Примат телесной, чувственной красоты. 3. Трактовка философии как живописи (Леонардо да Винчи). Даже наука есть не что иное, как живопись. Появление прямой перспективы. Завоевание живописью трехмерного пространства, создание типа самостоятельно стоящей статуи, не связанной с храмовой архитектурой. Искусство живописи считалось философией движения, а искусство поэзии – философией морали («Живопись – это немая поэзия, поэзия – это говорящая картина»).
2. Безграничность развития человеческих способностей, уподобление художника Богу и появление «чувственной математики». Художник должен быть всесторонне образован во всех науках (в философии, в богословии, в математике). Самым первым советчиком художника должна быть математика, направленная на изучение пространственной перспективы, пропорций и строения человеческого тела. Развитие анатомии.
Схема 5.2. Принципы эстетики эпохи Возрождения
II. Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь теории с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Главным видом искусства в эпоху Возрождения стала живопись, формируются новые школы живописи и приемы изображения. Леонардо да Винчи разработал сложную систему правил и законов, которыми должен пользоваться художник при создании картин.
Широкое распространение монументальной фресковой живописи, станковой живописи
Использование античных сюжетов, переработанных в соответствии с гуманистическимивзглядами
Определенная рациональность, которая выражается в постоянном переосмыслении мастерами основ искусства
Основные представители живописи эпохи Возрождения: Чимабуэ, Джотто, братья ван Эйк, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Фра Бартоломео, Дюрер, Корреджо, Тициан, Эль Греко, Х. Босх и др.
Схема 5.3. Характерные черты живописи Возрождения
Одна из основных художественных школ Италии, авангард гуманистического искусства Возрождения; основоположник школы – Джотто ди Бондоне; возникла в начале XIV века.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ
Джотто (1266/76 – 1337) «Оплакивание Христа» «Смерть Св. Франциска»
Мазаччо (1401 – 1428) «Изгнание из рая» «Чудо в пустыне»
А. Вероккьо (1435 – 1488) Статуя «Давид» «Крещение Христа»
Боттичелли (1444 – 1510) «Весна» «Рождение Венеры»
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) «Тайная вечеря» «Джоконда»
Микеланджело (1475 – 1564) «Оплакивание Христа»
Схема 5.4. Флорентийская школа итальянской живописи
Хронологические рамки Венецианской школы – XV – XVI вв. Ее характеризуют светское жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, тонкий колорит.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ
«Куртизанки» «Св. Иероним» Карпаччо (1455 – 1493)
Джорджоне (1477 – 1510) «Юдифь» «Спящая Венера»
Тициан (1485/90 – 1576) «Динарий кесаря» «Вознесение Марии»
Веронезе (1528 – 1588) «Брак в Кане» «Несение креста»
Тинторетто (1518 – 1594) «Чудо Св. Марка» «Бегство в Египет»
Схема 5.5. Венецианская школа итальянской живописи
III. ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Малозначительность влияния античной и византийской культуры, развитие книгопечатания и гравюры, перевод Библии на национальные языки, безответная симпатия художников к движению Реформации.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) «Апокалипсис» «Четыре апостола»
Хиеронимус Босх (1460 – 1516) «Искушение св. Антония» «Воз сена»
Питер Брейгель Старший (1525 – 1569) «Крестьянский танец» «Слепые»
Ханс Голбейн Младший (1497 – 1543) «Генрих VIII» «Эразм Роттердамский»
Оригинальный характер Северного Возрождения проявился в культуре Германии и Нидерландов, особенно в таких культурных центрах, как Антверпен, Амстердам, Аусбург, Галле, Нюренберг
Схема 5.6. Северное Возрождение
IV. Маньеризм как направление живописи Возрождения
Якопо Понтормо (1494 – 1557)
Пармиджамнино (1503 – 1540)
Джорджо Вазари (1511 – 1574)
Паоло Веронезе (1528 – 1588)
Тинторетто (1519–1594)
Эль Греко (1541 – 1557)
МАНЬЕРИЗМ, возникший в XVI в., отразил кризис гуманистической культуры Возрождения; его представители в своих чрезмерно изызканых работах показывали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, утверждали право автора на субъективность .
Схема 5.8. Представители маньеризма в живописи
Основной тезис. Возрожденческая эстетика вслед за античной проповедовала подражание природе. Но на первом плане здесь – не столько природа, сколько сам художник. Поэтому считалось, что искусство даже выше природы. Художник на основании собственного эстетического вкуса отбирает те или иные процессы природы, что говорит отнюдь не о первенстве природы, но о первенстве художественного чувства. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Однако, хотя в эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на искусство, в теории эстетики не произошло никакого переворота, не было выдвинуто новых эстетических категорий.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения