logo search
шпоры по истории религии 20070

Становление Др. Русской арх-ры

В VIIIIX веках, как отмечают историки, «происходит трансформация основного типа поселений: от расположенных в низких местах незащищённых селищ — к городищам на высоких, естественно защищённых местах»[1]. Однако специалисты признают, что часть таких городищ не имела постоянного населения и носила характер убежищ.

Ранние городские образования IX—X веков, в основом, вмещались в пределы небольших крепостей — детинцев. Появление городских посадов — поселений ремесленников и купцов — встречается не ранее конца X в. Ряд древнерусских городов представлял собой главные поселения того или иного восточно-славянского племени, так называемые племенные центры.

Арх.традиция в гос-ве Русь:

Порядок становления города: срубить, обнести частоколом, огородить Преобретение новых навыков. Появдение большие поселений-там, где есть земледельческий труд, т.к охотничьи общины большими не бывают. Поселение родовой общины-крепости, тверди. (для убежища жителей при набегах недоброжелателе)й. Люди старались селиться равноудалено от крепости.

Город-крепость, твердь, состоит:

  1. двор феодала

  2. ремесленный посад

  3. торговый центр-обмен продуктами, получение сырья

  4. административный центр(обеспеч. порядка)

  5. церковь

Соц.преобразующий фактор-ремесленники-торговля-оборот денег-администрация

Люди производили чтобы потреблять, а не продавать

Монастырские центры:

Город становится центром распространения церковной премудрости

Первоначально функция города-сокрытие населения во время опасности.

После объединения земель в киевскую Русь-живут в одном гос-ве-крепости становятся не нужны. Города Киевской Руси (Киев, Чернигов, Суздаль, Смоленск, Тверь) Выполняли теперь:

Город мог начаться с выгодно-расположенного ремесленного центра

Твердь с детинцем: Белгород, Переславль, Васильев-построены как резеденции царей.

Для определения размеров будующих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которых лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела (велика, малая, маховая сажень).

Таким образом, система пропорционирования, выработанная в деревянном зодчестве,— это результат тесной гармонической взаимосвязи раз­меров сооружений с характером построе­ния архитектурной формы.

Оконные проемы в срубах, чтобы со­хранить прочность стен, делались невы­сокими. Простейшие окна — волоко­вые — вырубались в смежных бревнах на полбревна вверх и вниз. Дверные проемы и большие по размеру («красные») косящатые окна для придания срубу проч­ности обрамлялись колодами («косяка­ми») из брусьев. Оконные коробки и резные на­личники на окнах появились лишь в XVII в.

Для ограждения холодных помеще­ний (сеней жилых домов, верхних нежи­лых этажей хором, папертей и гульбищ церквей) применялись более легкие и экономичные каркасные конструкции, состоящие из стоек, зажатых между верхней и нижней обвязками.

Чердачные перекрытия для утепления засыпались землей. При больших про­летах помещений (трапезные церквей) балки-матицы опирались на столбы, зачастую с кронштейнами. В храмах с высокими покрытиями устраивались под­весные потолки с подшивкой тесом по балкам, по-! шее — в виде плоских шатров

Покрытия русских деревянных по­строек XV—XVI вв. были также рубле­ные. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные брев­на — слеги, которые и несли кровлю. Придавая фронтонам различные очерта­ния, можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два ската с поли­цами (т.е. с переломом кровли). Кров­лям придавалось также криволинейное очертание с килевидным завершением (бочечная кровля)— своеобразный «пе­ресказ» в дереве каменных сводов и

закомар. Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов (с фронтонами на каждую сторону) либо пересекающимися бочечными кров­лями (крещатая бочка

Центрические здания (четвериковые, восьмериковые) небольшой высоты пе­рекрывались рубленой «в реж» пирами­дой, носившей название «колпака» (хо­ромы, «повалуши»), а более высокие — шатром . Над четвериковыми сру­бами (реже — восьмериковыми) устраи­вался еще один тип покрытия —«куб» (кубоватая кровля) — шатер с криво­линейными очертаниями, напоминающи­ми профиль бочки Кубова-тые кровли, хорошо сопротивлявшиеся ветрам, служили для покрытия храмов и крепостных башен.

В храмах шатры и кубы завершались главой, в XV—XVI вв. нередко тоже рубленной «в реж» (граненой). Стро­пильные конструкции при устройстве шатров применялись на крепостных баш­нях и реже — в храмах и на колоколь­нях.

Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать со­вершенную и остроумную конструкцию так называемой безгвоздевой («самцо-вой») кровли жилых домов, все части ко­торой крепились без помощи дорогостоя­щего железа укладывался в два ряда вразбежку и прокладывался берестой («скала»). Торцы слег, выходившие на фасады, прикрывались резными доска­ми —«причелинами», стык между кото­рыми закрывался вертикальной резной доской («полотенце», «кисть», «ветре­ница»).

Виды построек:

Археологические раскопки послевоенных лет в Новгороде, Пскове, старой Ладоге, торопце, Дмитрове, Звенигороде, белозерске и Киеве дали обширный фактический материал, кот позволил проследить эволюцию срубного жилища на территории древ. Руси.

Натболее распространенным видом жилища в др. Руси являлась односрубная четырехскатная изба с сенями, что подтверждается всем источниками.. К этим двум элементам, нередко, особенно в крестьянских жилищах, присоединялся третий-холодная «клеть» для ханения имущества или для жилья в летнее время.

Билет 6.

Вопр.1 Культ предков в Др. Китае

Древнейшие верования Китая.

Индия – царство религии, метофизика опыта, метофиз спекуляции, метод действия и т.д. Постоянная игра разума (Нирвана дает через отр.). В Китае административная практика очень сложна (из-за условий жизни маленькая территория). В Китае можно выжить только благодаря совместному труду. Китаец – трезвый реалист мысли человека. Всегда готов видеть перед собой эталон высшей добродетели для подражания.

Индиец интровертен (думает о своем спасении и выходе в Нирвану. Для этого монашество, аскез, освещен от материальных оболочек).

Китаец не ценит акт материальное бытие и его интересует его тело и жизнь. Святыми здесь считаются правители, которые правили для общества, для жизни. Специальные религиозные структуры видны во многом.

В Китае есть высшее божественное начало, но это не религия бога творца. (Мир рожден из абсолюта – святое небо – субстанция, верховная абстрактная всеобщность, это не объект, ей нельзя подражать, слится и т.д.). Буддизм в Китае настроен на реальную жизнь. В Китае Б. Принимает новые черты (как и любая мировая религия). В Китае существует даосизм построенный на познании мира и на попытке понять взаимные связи между вещами (все сходится на том, что нет начала и нет конца). Это не религия творца и не религия спасения. Китаец не ищет спасения и не имеет творца. В древнем Китае мало мифологии т.к. туда нечего поставить. В Китае место мифов занимют сказания о легендах и мудрецах.

Яоц, Фунь и Юй – мудрые правители под социум в прекрасном состоянии . Были воплощены соцмальные этические нормы.

Нет идеи сохранения могущества, мощь. Для Китайцев важен размер жизни, покой и т.д. В Китае шел процесс десокрализованной религии сознания. Уход всяких сверхъестественных из религии. Древних богов «спускали» на землю, делали правителями и возвышали на небесное представление. С эпохи Хань (3 в до н.э.) из другого Китая рождается феодальный Китай – дикий наплыв народов – дикий наплыв суеверий и мифов – но в конечном итоге на религию сознания это сказывается мало.

Мистическое в религии не было, даже святые ритуалы были важны этически и социально, а не религиозно. Религиозной структуре Китая была свойственна незанчительная и социальная роль духовенства и жрецов. К монахам относятся с пренебрежением, но они существуют. Из-за ассоциации образа жизни к ним относятся все несчастья. Конфуций – его ученые были уважаемыми. В конфуцианство ценно образование. Существует Аристократия, но для полной власти надо пройти ряд экзаменов. Каждая деревня должна выдвинуть сегуны на гос. Экзамен по китайской литературе, сдав который он становися низшим чиновником. Затем он может стать либо чиновником, либо ученым. Многие особые религии Китая складывалисьв древности. Древнее государство Шань-Инь(предгосударство), цивилизованный город, появляется во 2 веке до н.э. в Бассейне реки Хуанхе. Роль высших богов – Шанди – предки, им приносят жертвы (и человеческие). Верили в духов и т.д. (все, что для характерно для постоянного тотемизма). Просьбы к предкам писались на панцирях. Все сопровождалось мантикой и заданиями. Гадали по трещинам на костях. Именно занятие мантикой и гадание на трещинах привело к уменьшению сокрального в религии. Существует огромное захоронение вождей, покровителей рода. Шанцы стремилис подчеркнуть мощную устойчивость. От предков ждали содейстия и помощи – огромная роль мантики в религии – большая роль гадания и жертвоприношения. Шанские гадатели изобрели письменность(культура заговора). Гадатели были близки к власти. Вопрос ставился однозначно и однозначно толковался – рациональное и реалистичесское мирвосприятие. Эпоха Шань длилась недолго. 1027 г. до н.э. – создание союза. Джод и разгромил Шанцев. Теперь они Ино и имеют новый социальный статус, Джоу активно заимствовали религию Шанцев. (только культ шанских предков стал культом общих предков). Джоу все переняли т.к. не имели ничего своего. Джоу Тун разработал основу превосходства династии. Народ Шань и Инь перешел в общего предка Шаньди. Джоу Гун свел понятие Шаньди и Небо, сделав всех правителей Китая «сыном неба»(до середины 2 годов) В эпоху Джоу Небо – верх контроля абсолют. Его культу был предан моральный этический акцент (как отношение отца и сына). От неба ждали поддержания порядка в социуме. Для добродетеля существует слово Де-высшее соответствие. Если правитель терял Де, его смещали, это предписано религией. Джоуское Небо стало олицитворением рационального начала. Претендуя на родство с небом они стали называть страну Поднебесной, Китайцы дети неба, Китай – центр страны. Император главный кто выполняет ритуалы – осуществление долга. Культ умерших предков был перенесен на предков вообще. У обычных людей не было культа предков. Имея много предков человек имел преобщение к Де и имел право на управление областями. Распространен был куоьт земли у низших земледельцах(крестьян). В древнем Китае ритуалы вызова дождя и урожая занимали женщины жрицы (их могли приноситьв жертвах на алтарях) Алтари ставили и у во дворах (чем богаче тем знатнее род). Захват Ше означал полную военную победу. Весной и осенью около Ше устроили большие праздники и карнавалы. Особая культура чиновников-жрецов усилит характер рациональной духовной системы

Великий мудрец Конфуций (Кун-фу цзы, VI–V века до н. э.) принял за образец идеальной жизни баснословную древность, правда которой давно утеряна в мире, но сохранилась в старинных книгах. Значит, чтобы исправить кошмар современности, нужно постичь древнюю культуру, явленную в слове. Этому и должен посвятить себя благородный человек, притязающий на управление другими людьми. Намереваясь устроить современное ему общество по идеальному образцу, Конфуций во множестве заимствовал архаические обычаи и представления, часто толкуя их по-своему, наделяя их иным содержанием.

Так случилось и с культом предков. Своим мертвым прародителям поклонялись многие народы, но в архаическом китайском обществе ритуал почитания умерших родичей получил весьма широкое распространение и со временем начал обставляться пышным церемониалом. Особенно торжественным был обряд по клонения предкам главы клана, в котором участвовали его ближайшие родственники, родовая знать. Они в свою очередь, пусть и менее пышно, поклонялись собственным предкам. Ритуал сопровождался жертвоприношениями, песнями, танцами, обильными возлияниями. Вот как в древней «Книге песен» (Шицзин, XI–VI века до н. э.) описана величественная церемония:

Более или менее очевидно, что в этом весьма архаическом песнопении описан обряд принесения жертвы предку, согласно комментаторской традиции — первым государем династии Чжоу, У-ваном, своему отцу, Вэнь-вану (Просвещенному). В церемонии участвуют вассальные правители. «…Сын Неба возносит молитву к духу покойного родителя, прося его принять от него жертву, насладиться ею и дать этим покой сердцу сына. Затем он поет гимн доблестной личности отца, создавшей на земле мир и на небе тихую радость, а в потомстве — полное преуспеяние в основном доме. Наконец, засвидетельствовав благостыню, которою пользуется приносящий жертву сын, он чтит при этом и свою мать, достойную супругу достойного князя»[5].

Заметим, что в случаях, когда обряд отправлял не государь, как описано выше, в непосредственный контакт с предками рода мог вступать только старейшина — старший по возрасту член клана. Иными словами, уже в глубокой древности общественным уважением пользовались не только умершие, но и старшие из живых. Да и умершие, строго говоря, считались не вполне мертвыми, поскольку оказывали едва ли не решающее влияние на жизнь потомков. Конфуцию, который вообще не любил ничего придумывать наново, осталось только актуализировать это влияние, сделать его частью общего культа древности, когда жили мудрые правители и их добродетельные подданные, ставшие предками нынешних правителей и подданных соответственно. Он вывел почитание предков за пределы сравнительно узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны.

Хотя Конфуций строил свое учение в основном на базе древних обрядов, ритуалов, культа и этики, связанных прежде всего с верхним пластом религиозных верований, он и его последователи сделали все возможное, чтобы распространить свои принципы на возможно более широкие массы народа. До той поры распространенный в основном среди знати культ предков сделался основой религиозно-этических норм низших слоев, оттеснив на второй план привычные суеверия, магические практики и пр.

Кроме того, он дополнил обновленный культ предков учением о сыновней почтительности (кит. сяо), чем фактически лишил почитание умерших родичей мистического статуса, приравняв этих последних просто к уважаемым членам общества. Зато принцип сяо был им поставлен, пожалуй, выше прочих моральных принципов его учения и уж, во всяком случае, следование ему считалось безусловным нравственным императивом. Впрочем, о содержательной стороне понятия сяо Конфуций говорил довольно расплывчато, не старался дать ему точное определение. Скорее ему хотелось очертить круг возможных представлений о сяо — истинных и ложных. Как-то он сказал: «Ныне сыновней почтительностью именуют способность прокормить. Но ведь кормят и лошадей с собаками. Коли нет благоговения, то в чем же разница?» Знаменитый истолкователь Конфуциева наследия Чжу Си (XII век) так объясняет сказанное Учителем: «Смысл тот, что, содержа скотину, человек тоже имеет основание ее кормить, и значит, если он способен кормить своих родителей, не проявляя к ним особого чувства благоговения, то в чем будет отличие содержания родителей от содержания скотов?»[6] Иными словами, Конфуций резко осудил бездумную, лишенную ритуальной значительности и душевного трепета заботу о родителях, каковой, видимо, грешили и знать, и простонародье. В другой раз мудрец так ответил на вопрос о сути сыновней почтительности: «При жизни служи родителям по ритуалу, умрут — похорони по ритуалу и принеси им жертвы по ритуалу». Ритуал здесь — это ли, знаменитые «китайские церемонии», на самом деле — правила чинного достойного поведения, регламентирующие буквально каждый шаг человека внутри социума. В данном случае речь идет о полном и беспрекословном послушании, облеченном в соответствующие внешние формы. Именно правила ли обязывали уважать родителей, заботиться о них при жизни, угождать, исполнять любой каприз без малейшего колебания или осуждения. Образцовый сын зимой согревал родительскую постель, даже будучи взрослым, спрашивал их согласия на любой сколько-нибудь значимый поступок, т. е. буквально растворялся в них, навсегда оставаясь в положении ребенка. Фактически вплоть до смерти отца великовозрастный сын был социально и юридически неполноправным. Даже занимая высокий пост, он по смерти кого-то из родителей должен был выйти в отставку и три года соблюдать траур. И власть обязана была содействовать (и охотно содействовала!) ему в этом.

Культ умерших предков. Если высшее трансцендентное начало в культе Шанди было перенесено в чжо-уском Китае на культ Неба, то отношение к Шанди как к первопредку и к окружавшим его ди как к обожествленным умершим предкам правителя было с течением времени перенесено на умерших предков вообще. Это не означает, что обожествлялся каждый покойник. Простые люди жили и умирали в древнем Китае, как и во всем мире, в лучшем случае они оставляли по себе память в сердцах и умах своих близких. Но правители и знатные аристократы, число которых в чжоуском Китае резко увеличилось по сравнению с Инь, как правило, претендовали на родство с правящим домом и на божественный статус своих умерших предков. Считалось, что человек наделен двумя душами - материальной (по) и духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю - и именно для ее ублаготворения с покойным отправляли на тот свет его вещи, женщин, слуг (после эпохи Инь людей, как правило, с покойным не сопогребали). Вторая душа отправлялась на небо, где занимала место, строго соответствовавшее статусу ее обладателя. В домах правителей и чжоуских аристократов в честь умерших предков сооружались специальные храмы, в которых на алтарях устанавливались таблички с именем покойного. Существовал даже табель о рангах, согласно которому чжоуский ван имел право на семь, удельный князь - на пять, а знатный аристократ на три таблички в храме его предков. Принося жертвы в честь этих предков, правители и аристократы чжоуского Китая уже не ожидали, как то было в Инь, непосредственного божественного вмешательства покойников в их жизнь (хотя подчас в чжоуских хрониках встречаются записи и такого рода, как, например, о появлении духа предка, дающего советы или делающего выговоры). Гораздо большее значение этот культ имел для практических потребностей на этом свете. Престиж человека, его место в обществе, степень и близость его родства с правителем, т. е. знатность его,- все это было, как и в других аналогичных обществах древности и средневековья, связано с его происхождением. А происхождение, фиксируемое через посредство культа предков, обусловливало не только место человека в чжоуском Китае, но и его право на руководство многочисленными менее знатными сородичами и другими людьми, прежде всего содержавшими его крестьянами-общинниками.

.

Вопр.2.

Ветхий завет. Источники формирования.

Книги Библии

Библия уникальна своим составом. Книги Библии писались совершенно различными авторами, работа над ней, строительство её своеобразной архитектуры длилась на протяжении более чем полутора тысячелетий. Описание и перечисление всех книг Библии заняло бы очень большое время, так как всего их – шестьдесят шесть. Достаточно сказать, что это единственное собрание книг столь разнообразных, написанных в различное время, в совершенно разные эпохи, в отдаленных друг от друга на тысячи километров местах, и объединенных под одной обложкой, как книги Библии, составляющие Библию.

Считается, что работа над Библией была начата Моисеем более чем 3500 лет назад, и первые книги Библии принадлежат его перу. Это первые пять (Бытие, исход, Левит, Числа, Второзаконие), из книг Моисеевых, составляющих Ветхий Завет, и являющихся священными для иудеев, объединенных ими в Тору – Пятикнижие. Изначально, Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском (сирийском) языках. Во время правления царя Давида, добавилось еще несколько книг Библии. Всего в Ветхом завете насчитывается 39 книг Библии. Книги Библии, составляющие Новый завет, были написаны во времена нашей эры, после рождения Иисуса Христа. Всего их – 27.

 

Книги Библии считаются каноническими.  Это связано с тем, что книги Библии являются не просто текстами, а очень авторитетными писаниями, которые служат примером, определяют и составляют правила всей христианской религии. Само слово канон – ныне является воплощением избранных, в некотором отношении общезначимых, полностью выражающих единение Бога и человека книг, и те книги Библии, которые считаются наиболее значимыми, определяют главную сущность христианской веры. Часто звучит словосочетание «канон Священного писания», каноническое и библейское уже стали синонимами, и этим подразумеваются именно книги Библии.

 

Книги Библии, составляющие ветхий Завет в большинстве своем признаны каноническими в христианском и католическом мире. Несколько меньше (на 9 книг) книги Ветхого Завета признаны каноническим у иудеев и протестантов. Книги Библии, составляющие Новый завет полностью признаны каноническим всеми христианскими концессиями. Полностью книги Библии, вернее те из них, которые были объявлены каноническими, были сформированы уже во втором веке, и с тех пор число священных книг Библии остается неизменным.

 

Книги Библии – это своеобразные подарки древних авторов всему человечеству, своеобразная красота её слога и сегодня впечатляет многих людей. 

Библейские Сказания

Библия - собрание священных книг иудаизма и христианства. Она состоит из двух частей - Ветхого и Нового Заветов. Слово "завет" в Библии употребляется в значении "союз", "договор". "Библейская энциклопедия", составленная в 1891 году архимандритом Никифором, так определяет это понятие: "Завет Ветхий и Новый - иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (...) и приготовлял их к принятию Его. Новый же Завет состоял в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа". Библейскими сказаниями обычно называют сказания Ветхого Завета, повествующие о событиях, происходивших до рождения Иисуса Христа. Ветхий Завет складывался на протяжении длительного времени с ХII по II век до н.э. Он состоит из тридцати девяти книг и включает в себя тексты самого разного характера: мифы древних иудеев и соседствующих с ними народов (финикийцев, вавилонян и др.), исторические предания, фрагменты хроник, законодательные предписания, религиозно-философские сочинения, ритуальные и народные песни. Известный русский философ С.Н.Булгаков писал: "Неисчерпаемость Библии коренится для нас одновременно и в божественном ее содержании, и в этой ее пестроте и многообразии". Книги Ветхого Завета принято разделять на несколько групп: "Пятикнижие", повествующее о сотворении мира и человека, жизни первых поколений людей на земле и о заповедях, данных Богом пророку Моисею, "Исторические книги", рассказывающие о возникновении Израильско-Иудейского государства и его правителях; "Учительские книги", содержащие наставления в благочестии, и "Пророческие книги", посвященные предсказанию пришествия Иисуса Христа. Разновременность и разнохарактерность библейских текстов обусловили неоднократно встречающиеся в Библии противоречия. Так, "Пятикнижие", как считают многие исследователи, было создано на основе двух источников, получивших условные названия "Яхвист" и "Элохист", поскольку в первом из них, близком к народным сказаниям, Бог назван Яхве, а во втором, созданном учеными жрецами - Элохим. (В русском переводе Библии это различие сохранено и передается соответственно как Господь и Бог.) Каждый из этих источников представляет собой последовательное и цельное повествование, но соединенные вместе, наложившись один на другой, они иногда заметно противоречат друг другу. Изучением Библии занимаются как ученые-материалисты, так и ученые-богословы. В большинстве вопросов их мнения кардинально расходятся, в том числе в "вопросе о происхождении Библии. Согласно религиозному вероучению, Библия является "богодухновенной" книгой, то есть написана Духом Божиим при посредстве избранных Им для этого людей. Однако в настоящее время некоторые ученые богословы стали признавать формирование Библии на основе разных источников. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском и отчасти арамейском языках. В III веке до н.э. он был переведен на греческий. По преданию, перевод был сделан семьюдесятью двумя благочестивыми старцами, которые работали порознь, независимо друг от друга, однако, когда переводы были завершены, они полностью совпали, что было расценено как знак особого благоволения Бога. В IV веке новой эры блаженный Иероним, христианский философ, перевел Библию на латинский язык, в IX веке просветители славян, создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, сделали перевод на старославянский, в ХVI веке М. Лютер, реформатор германской церкви, - на немецкий, позже Библия была переведена на английский, французский и многие другие языки. Перевод Библии на современный русский язык был осуществлен в 1860-1868 годах специальным Комитетом в составе М.А. Голубева, Д.А. Хвольсона, И.Е. Ловягина. Этот перевод, так называемый Синодальный, одобрен русской православной церковью и является официально признанным русским текстом Библии. Отсюда взяты все приводимые ниже библейские цитаты; архаичность их языка наглядно передает своеобразие художественного стиля древних текстов. Библия - одна из наиболее популярных книг в мире, ее ежегодные тиражи достигают нескольких миллионов экземпляров. Библия обладает выдающимися достоинствами и как литературное произведение. Известный польский писатель и ученый Зенон Косидовский в предисловии к своей книге "Библейские сказания" пишет: "Она является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь". Библейские сюжеты послужили основой множества живописных, скульптурных, литературных, музыкальных и драматических произведений разных времен и народов.

Вопр.3

Основание Москвы.