logo
шпоры по истории религии 20070

Псевдоиндуистские секты.

Современный индуизм и гуруистские секты“Миссия Рамакришны” Наиболее известными деятелями второго периода индуистской реформации были Рамакришна Парамаханса, его ученик Свами Вивекананда и Шри Ауробиндо. Это ключевые (и культовые) фигуры как для современного индуизма, так и для охватившего мир в XX в. движения языческого возрождения. [32] Интересно, что все трое являются представителями универсалистского неошактизма, сочетающего реформированное учение веданты с элементами шактизма и тантрической йоги. Вивекананда основал религиозно-общественную организацию — “Миссию Рамакришны”,“Интегральная йога” Шри Ауробиндо Гхош (1870-1950. Огромное влияние на Ауробиндо оказала неоведанта Вивекананды. Примкнув к национально-революционному движению, Гхош стал террористом, [38] создал сеть тайных кружков, а после 1910 г.сбежал натерриториюТамиланда, которую контролировали французы, где затворился в ашраме, основанном им в Пондичерри (ныне Путтучери), вне досягаемости английских колониальных властей. С ним могли видеться немногие ближайшие сподвижники, прежде всего его шакти — французская еврейка Мирра Ришар, которую ауробиндовцы называли “Мать” и которой поклонялись как зримой богине Кали. Она фактически управляла всеми делами ашрама. В 1968 году она основала второй мировой центр ауробиндовского движения: на берегу Инда, недалеко от ашрама Шри Ауробиндо его последователи построили Ауровилль (в переводе с латыни — “город зари”) — действующую модель “города будущего”. Несмотря на то, что ашрам отделяет от Ауровилля всего несколько километров, отношения между ними весьма прохладные, что вызвано прежде всего редукцией религиозной основы учения Ауробиндо, осуществленной “Организацией Ауровилль” [39]. В Москве с 1993 года как общественная организация действует Центр Шри Ауробиндо и Матери. В Центре есть помещение для занятий и медитаций, библиотека, аудио и видеотека. Регулярные собрания для совместной медитации и пения “мантры Света Шри Ауробиндо” проводятся по средам и четвергам (по два с половиной часа); весь день воскресенья (с 10.30 до 17.00) посвящен лекциям и семинарам по учению Шри Ауробиндо и “йоге музыки”, по завершении которых раздается прасад, то есть пища, посвященная богам (идоложертвенная). В Центре отмечаются праздники культа Шри Ауробиндо: дни рождения и смерти (махасамадхи — “великого освобождения”) Гхоша и Ришар, праздник Дурги, “Рождество "Нисхождение света"” (25 декабря — sic!) и еще три других. “Международное Общество сознания Кришны” (MOCK) [4] очень активно действует в современной России. Российское отделение секты называется “Центр обществ сознания Кришны в России”. MOCK можно охарактеризовать как псевдоиндуистскую синкретическую прозелитствующую постмодернистскую неоязыческую тоталитарную секту. Каждый из вас видел кришнаитов на улицах городов, по телевидению, они давно стали привычной частью нашей жизни. Их любят снимать, они экзотичны и “украшают” собой нашу серую действительностьсами западные кришнаиты имеют не больше отношения к традиционному индуизму, чем мальчик, воткнувший себе в волосы перья и раскрасивший лицо акварельной краской, к настоящим апачам и могиканам. Известный российский индолог Ирина Глушкова, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, писала по этому поводу: “Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком "Зуко" и соком живого плода”. [5] Рассмотрим историю МОСК. Она началась В 1966 году с прибытия в Нью-Йорк пожилого монаха-индуса по имени Абхай Чаран Де (1896-1977). Кришнаиты уверяют, что принадлежат к древней индийской традиции. На самом деле начало их традиции было положено в 1966 году этим монахом-саньясином, “скромно” именовавшим себя: “Его Божественная Милость” Шри Шримад Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупада [9]. Поклоняются они богу, которого называют Кришной (на санскрите “черный”, “темный” или “темно-синий” — говорящее имя). [10] Движение поклонения ему как верховному божеству начал в Индии в XVI веке проповедник Чайтанья. Последователи Чайтаньи ходили по улицам индийских городов, били в бубны, впадали в оргиастический экстаз — и всех призывали поклоняться богу Кришне. Кришнаиты проводят даже лингвистический анализ и доказывают, что слово Христос (Крист— Кристна и т. д.) значит то же самое, что Кришна [24]. Разумеется, с лингвистической точки зрения это утверждение не выдерживает никакой критики, потому что Христос — это греческий перевод еврейского слова мешиах, что значит “мессия”. А Кришна — санскритское слово, которое, как мы помним, значит “черный”, “темный”, то есть “темная духовная сущность”.Помимо “Международного Общества сознания Кришны”, существуют и другие неокришнаитские миссии, действующие по преимуществу в христианских странах. Для координации своей деятельности ими совместно с отдельными представителями MOCK была учреждена “Международная ассоциация вайшнавов”. Три ее члена, “Шри Чайтанья Сарасват Матх”, “Гаудия Матх” и “Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"”, имеют свои филиалы в России.