Старообрядчество (Раскольничество, Староверие)
Совокупность различного рода религиозных течений и организаций, возникших в результате раскола Русской православной церкви, произошедшего в середине XVII века, и отказавшихся признать церковную реформу патриарха Никона.
Реформы Никона основывались на стремлении объединить обряды русской и греческой православных церквей. В 1653 г. перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения, которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551 г. и о введении "греческого" трехперстного знамения. Открытое возмущение ряда священнослужителей этим решением послужило поводом для начала репрессий против церковной оппозиции.
Продолжением реформ явилось решение церковного собора 1654 г. о приведении ряда церковных книг в полное соответствие с текстами древних славянских и греческих книг. Возмущение народа вызвал тот факт, что, вопреки решению собора, исправления вносились не по старинным, а по новопечатным киевским и греческим книгам.
Так как расхождения между государственной церковью и старообрядчеством касались лишь некоторых обрядов и неточностей перевода богослужебных книг, то догматических расхождений между старообрядцами и Русской православной церковью практически нет. Для раннего старообрядчества были характерны эсхатологические представления, однако постепенно они перестали занимать большое место в мировоззрении старообрядцев. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение, крест признается только восьмиконечный. На проскомидии употребляется семь просфор, а не пять, как в официальном православии. Во время богослужения отдаются только земные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, православные - против солнца. В конце молитвы произносится "аллилуйя" два раза, а не три. Слово "Иисус" в старообрядчество пишется и произносится как "Исус".
Для раннего старообрядчества характерно отрицание "мира" - крепостнического государства, в котором господствует Антихрист. Старообрядцы отказались от любого общения с "мирскими", придерживались строгого аскетизма и регламентированного образа жизни.
На Московском соборе 1666 - 1667 г. противники реформ Никона были преданы анафеме. Часть из них, в том числе Аввакум Петрович и Лазарь, были сосланы и позднее казнены. Другие, спасаясь от преследований, бежали в отдаленные районы. Противники Никона считали, что после проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали именовать государственную церковь "никонианством".
В 1667 г. начался Соловецкий бунт - протест монахов Соловецкого монастыря против реформ Никона. В ответ царь Алексей Михайлович отнял вотчины монастыря и осадил его войсками. Осада продолжалась 8 лет, и только после предательства одного из монахов монастырь был взят.
После гибели Аввакума главой раскола стал Никита Добрынин (Пустосвят), который в июле 1682 г. провел церковный диспут в присутствии царя, однако был арестован и казнен за оскорбление царской чести.
В 1685 г. боярской думой раскол был официально запрещен. Нераскаявшиеся раскольники подлежали различным наказаниям, вплоть до смертной казни.
В конце XVII века старообрядчество разделилось на два больших течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства - поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, беспоповцы отрицали всякую возможность существования истинного духовенства по причине его истребления Антихристом.
Во второй половине XVII - начале XVIII вв. старообрядчество жестоко преследовалось, в результате чего было вытеснено в глухие места Поморья, Сибири, на Дон и за пределы России. Жестокость преследований вызвала среди старообрядцев убеждение о воцарении в Москве Антихриста, что привело к идеям о близости конца света и второго пришествия Христа. В этот период в среде беглых старообрядцев появилась крайняя форма протеста в виде самосожжений (гарей, или огненных крещений). Самосожжения получили вероучительное объяснение в виде мистического очищения души от скверны мира. Первый случай массового самосожжения произошел в 1679 г. в Тюмени, где в результате проповеди покончили с собой 1700 человек. Всего до 1690 в результате самосожжений погибло около 20 тысяч человек.
28 февраля 1716 г. царь Петр I издал указ о взимании со старообрядцев государственных податей в двойном размере. В качестве средства для розыска укрывающихся от "двойного оклада" в указе предписывалось всем россиянам ежегодно исповедоваться. С этого момента и до смерти Петра I в 1725 г. относительно либеральная в религиозном отношении внутренняя политика сменилась на политику повсеместного розыска и преследования старообрядцев.
В конце XVIII - начале XIX в. гонения перестали быть массовыми и приняли более цивилизованный характер.
В XIX веке, с кризисом ортодоксальной церкви, ослаблением репрессий, законодательным установлением свободы вероисповедания, старообрядчество получило новое развитие. На 1863 г. численность поповцев составляла 5 миллионов человек, поморцев - 2 миллиона, федосеевцев, филипповцев и бегунов - 1 миллион.
В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев.
Общая численность старообрядцев на конец XX века - более 3 миллионов человек. Свыше 2 миллионов из них проживает в России.
Официально термин "старообрядчество" стал использоваться с 1906 г. К употребляемому термину "раскольники" сами старообрядцы относятся отрицательно, считая себя приверженцами истинной церкви.
Старообря́дчество, старове́рие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской; богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви и появление данного понятия.
Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской Империи официально именовались «раскольниками»; старообрядцы, в свою очередь, именовали господствующую Церквовь «никонианской».
Московский Патриархат полностью и официально снял «клятвы» с придерживающихся старых обрядов «яко не бывшие» на Помеcтном Соборе 1971 года[3].
Крупнешее старообрядческое объединение в современной РФ — Русская Православная Старообрядческая Церковь.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Майкопский курган
- История
- О земном устроении
- Мать Земля и Отец Небо
- Даждьбог Сварожич
- Перун Сварожич
- Тёмные Боги
- Вопрос 2.
- Даосизм.
- Религия и общество. Социальные функции религии
- Социальные функции религии
- Система образования в конфуцианстве
- Конфуцианство.
- Становление Др. Русской арх-ры
- Основание Москвы
- История христианства (история I века н.Э. Дается в церковном толковании, т.Е. С допущением историчности Иисуса Христа)
- Идеология христианства
- Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По г. М. Штендеру.
- Новгород. Планы. 1 - церковь Благовещения на Городище, 2 - Николо-Дворищенский собор, 3 - собор Антониева монастыря, 4 - Георгиевский собор Юрьева монастыря.
- Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря.
- Старая Ладога. Успенская церковь. План.
- Старая Ладога. Успенская церковь. Северный фасад.
- Старая Ладога. Георгиевская церковь.
- Новгород. Церковь Спася-Нередицы.
- Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы,)
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. План.
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Реконструкция западного фасада. По а. В. Столетову.
- Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Фрагмент фасада.
- Становление церковной организации в христианизирующейся Римской империи в IV в.
- Зодчество Новгорода в 13-15 веках
- Возникновение христианства
- Иудейская догматика
- Ессеи (Иссеи)
- Христианство в Византии
- 3. Шатровое зодчество
- Митраизм
- Общее число кальвинистов на конец XX века - 35 миллионов человек
- Доктрина:
- 2. Кальвинизм
- Московская школа иконописи. Андрей Рублев
- Учение несторианцев
- Оппозиция учению
- Судьба учения
- Арианство
- 2. Реформы Никона и истоки раскола
- Старообрядчество (Раскольничество, Староверие)
- Энциклопедия «Религия»
- 1.Секты – долгожители
- "Движение объединения" Сан Мен Муна
- Псевдоиндуистские секты.
- "Трансцендентальная медитация"
- Секты отечественногг происхождения.