logo
шпоры по истории религии 20070

Даосизм.

Загадочные мироздания бытия.

Нерасчлененный образ. Национальная религия Китая.

Выздоровление, работа над психикой. Проблема бессмертия – основная идея. Восточные единоборства –психическое развитие. Даосизм – одно из главных направлений китайской философии. Учение дао – поклонение божествам.

Книга Лаозды – книга о даосизме – путь, метод. Лоно – постоянно и неизмененно. Поднебесная – земля людей. Де – благая сила. Инь и Янь – дополняют друг друга, неразделимы. Инь – пассивное начало, ян – активность. Джо Ан Зы писал о мире, о земном. Даосизм возник параллельно с конфуцианством(поклонение предкам). Философия Дао пронизана диаматикой. Вывод: когда человек дойдет до недияния, не будет чего-то, что не сделано.

Учение о взаимопорожденных противоположностях – даотзынь.

Монах соотносим с космическим началом – с небом и землей. Бессмертие: из-за независимости в духовном Китае. Даовский философ – простым людям отказывал в бессмертии. Тело – нить, связывающая души. Даосизм – наиболее тесно связано с народным верованием. Отношение раннего и позднего философического.

Общая характеристика: психологический предмет этой философии. Китай – на раннем этапе – ученые мужчины типологические.

Практический уровень – люди на состоянии заботы, совершенствуются в отношении с внешним миром.

Религиозная система – адаптации. Техники физических упражнений и самообороны. Даоская медицина – иглоукалывание. Даосцы пытались осмыслить мир, объективные знания о мире – очень важны. Ритуалика, ритмические телодвижения – погружение в гипноз, управление человеком.

Китай 3 веры: конфуцианство, медитация, даосизм. Весь опыт хранит и никого не осуждает.

Вопр.3

Истоки древнерусской архитектуры.

На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы - энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения были вытеснены патриархатом.

В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен так называемой Трипольской культуры (4 - 3 тыс. до н. э., получила название от села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, (иногда несколькими кругами) с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стены жилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очаги или глинобитные печи.

. В конце ХІХ века, опять же на Кирилловской (теперь Фрунзе) улице, было обнаружено несколько поселений состоящих из жилищ полуземляночного типа, прямоугольной формы. Жилища ( длиной от 3 до 5 м, шириной от 2 до 2,5 м, с углублением от 0,75 до 1,5 м ) впечатляют своими размерами. Стены были сделаны из оплетенных лозой и обмазанных глиной деревянных кольев. Крышу поддерживали вкопанные в землю деревянные столбы. Из глины же были сделаны и печи, с полукруглыми сводами и дымоходами. В некоторых жилищах вместо печи, на полу были устроены очаги. Несколько жилищ имели две камеры под одной крышей, которые соединялись переходом.

Крыша-символ оберегающей системы. Значимость верт. Ориентира в представлении чел-ка. Поселение состоит из неоднородных домов. За хороший дом-надо приносить дорогие жертвы. Береза-священное дерево, поэтому строили из ели и сосны. Приносилась жертва за погубленные деревья-конь. Жертва была заменена на вырезанную из дерева голову-отсюда-конек. ОХЛУПЕНЬ-перунов знак. Защита от молнии (шаровой). Крыльцо-крылышками крышиоберегает от нечистой. Внутри происходит деление. Красный угол-напротив пеи, в нем приносились жертвы. ПЕЧЬ-земляное образование, соединенное с глубинными силами. Больного клали в красный угол,чтоб поправился. У дома главное-высота, сложность кровли определяет пристижность сооружен. Так же высота кургана зависит от важности правителя. Идея круга-как менгира, кромлеха прочитывается в курганной арх-ре вполне ясно. (черная могила-курган, d=10 см, высота вотивного столба-11 м), в старой Ладоге высота курганов-6-9 м. 550 курганов вокруг Чернигова, в т.ч. курган «черная могила»

6 век.. Саксон Грамматик подробно описывает, как у балтийских славян на о. Рюгене, в святилище Святовита производился обряд в честь божества. Первый день уходил на приведение в порядок деревянного храма

сооружение на каменном фундаменте с ярко раскрашенной резьбой, башнеобр. сень h=9-10 м, сень делалась прозрач и обозримой

В 1908 г. Арх. Хвойка. Андреева гора в Киеве-жертвенник-кважрат истесанных камней ориентир. По сторонам света. Ритуальн. Костер-выс 24 м.

Поднестровье-село Ржавица Вымосткаквадратами ретуального костра.

  1. ограда

  2. повышенность места

  3. вотивный столб

  4. вертик. конструкция

  5. ритуальные костры

  6. прозрач. Сень

По кругу выстроены сооружения. Представление о том как должно выглядеть святое место. Славяне поклонялись природе. У славян сформировалось представление о зависимости от природы(исходя из погодных условий!!!)

На ильмень-озере-капище перуна,d=21 м с идолом наверху. збручский идол имеет 4 лица.. Збручский кумир, датируемый IX-X в. н.э. находился в святилище Богит, на стыке земель четырех славянских племен: волынян, белых хорватов, бужан и тиверцев.

Судя по археологическим находкам, святилище активно функционировало с X по начало XIII в.. Капище Святовита находилось на самой высокой точке горы Богит и представляло собой круглую каменную вымостку диаметром около 17 метров, с восемью жертвенными ямами-кострищами и кумиром, размещенным в центре капища.Форма рва-восмилепетковый характер, священный комплекс-предшественник шатрового зодчств. Широкая практика сооруж. Монумент построек:

Билет 5

Вопр.1 Социальные функции религии.

Функции религии

Функции религии определяются характером и направлением воздействия религии на общество в целом и отдельные элементы.

1Мировоззрение (мироощущение, понимание) – сквозь призму веры в сверхъестественное.

2Иллюзорно-компенсаторная функция или функция социальной сатисфакции. Объясняется, что сейчас у тебя ничего нет, но всё будет в другом мире (иллюзия).

3Коммуникативная функция: религия объединяет людей, равняет их.

4Интеграционная функция.

5Регулятивная функция (самая древняя) – социальный регулятор.

6Аксеологическая функция (что хорошо, что плохо), связана с регулятивной.

Это далеко не все функции религии. Есть также воспитательная функция, культурно-просветительская и другие.